Марат ШИБУТОВ: НСОД - не Моника Беллуччи
Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ 17 июля подписал указ об утверждении положения и состава Национального совета общественного доверия (НСОД). В него вошли 44 человека. Председателем совета является непосредственно президент страны, его заместителем - руководитель администрации президента Крымбек КУШЕРБАЕВ, а секретарем НСОД назначен советник главы государства Ерлан КАРИН. Остальные 41 человек - эксперты, политологи, депутаты, общественные деятели, религиоведы и т. д.
В состав совета вошел также председатель попечительского совета общественного фонда “Транспаренси Казахстан”, известный политолог Марат ШИБУТОВ. В интервью нашему корреспонденту он рассказал, как оказался в числе избранных, а также высказал мнение насчет критики НСОД в социальных сетях.
- Честно говоря, не знаю, как я оказался в составе НСОД, - говорит Шибутов. - Я не подавал никаких заявок, никого не просил меня включить в состав членов совета. Узнал об этом только тогда, когда знакомые стали звонить и поздравлять.
- Напротив фамилий членов совета в тексте указа в скобках написано “по согласованию”. Получается, что с вами все-таки это включение согласовывали?
- Нет. Вполне возможно, что некоторые члены НСОД откажутся от участия в нем. По должности там обязаны находиться только шесть человек: сам президент, руководитель администрации президента, секретарь и трое уполномоченных - по правам человека, по правам детей и по защите предпринимателей. Все остальные участвуют в нем на добровольных началах и имеют право отказаться от участия.
- Вы уже ознакомились с целями и задачами НСОД. Как вы думаете, насколько необходима такая структура?
- Безусловно необходима. Сейчас есть большой запрос со стороны общества на политическую и экономическую реформу в стране. Это показали и результаты выборов, и акции протеста. Эти реформы кто-то ведь должен продумывать. Если их будут продумывать чиновники, то они будут лоббировать узковедомственные интересы и делать так, как им удобно. Получается, что этим должны заниматься люди, находящиеся вне госаппарата. С другой стороны, собирать мнения и предложения со стороны населения можно еще десять лет, и ничего не получится. Потому что везде будут только благие пожелания, а не конкретика. Поэтому эффективнее будет экспертный состав, в который войдут представители различных социальных групп, профессионалы из разных отраслей. Это первое.
Вторая задача: надо понимать, что у нас слабо развита культура диалога. И на этой площадке как раз будут предлагаться идеи и мнения, которые на других площадках - тематических советах и комиссиях - не обозначены.
В-третьих, у нас в законотворческом процессе экспертизой законов и различных госпрограмм занимается правовой отдел администрации президента. И наша задача - быть своего рода предохранителем, чтобы на последнем этапе остановить какие-либо инициативы, лоббируемые определенными группами.
- Разве у НСОД есть такие полномочия? Ведь его решения носят исключительно рекомендательный характер.
- Рекомендательный. Да! Но надо понимать, что рекомендации бывают разные. Одно дело, когда рекомендации дают обычные эксперты на обычных площадках. И совсем другое - когда рекомендации представляют напрямую президенту или руководителю его администрации. То есть здесь путь гораздо короче. К тому же им можно будет сразу привести все аргументы, убедить.
- Вы сказали, что в состав вошли различные эксперты. Тем не менее в соцсетях состав активно критикуют, высказывая мнение, что чиновники АП позвали в него в первую очередь своих друзей. Как вы считаете, все ли члены НСОД были достойны включения в его состав?
- В соцсетях всегда высказываются субъективные мнения. Вы опубликуйте в них фотографию Моники БЕЛЛУЧЧИ, и сразу же появятся люди, которые найдут у нее кучу недостатков и которым она не нравится. А мы не Моника Беллуччи. Мы все кому-то не нравимся. Да, собственно, и не должны никому нравиться. Человек может быть вам абсолютно неприятен, но при этом он является высокопрофессиональным экспертом в той или иной отрасли. Это когда в детском саду устраиваешь день рождения, можно выбирать, кого приглашать, а кого нет, исходя из простого принципа “нравится - не нравится”. А когда речь идет о таких вещах, нужно отказываться от эмоций, поскольку эти люди - профессионалы. А соцсети забывают об этом.
- И тем не менее хотелось бы услышать вашу позицию по составу НСОД…
- Если говорить как эксперт, я бы добавил в состав больше юристов и социологов. Из социологов в составе НСОД пока только одна Гульмира ИЛЕУОВА. На мой взгляд, надо бы побольше. Я бы добавил еще и несколько человек из общественников. Но в этом случае не я принимаю решение.
- Состав НСОД с точки зрения географии тоже весьма занимателен: в основном алматинцы и жители столицы. А другие регионы не представлены.
- Вы когда пишете материал по какому-нибудь законопроекту и вам нужно экспертное мнение, вы звоните в Кызылорду или в Уральск, в Костанай? Кто виноват, что все эти эксперты переезжают в Алматы и в Нур-Султан?!
- Вы сказали, что все члены НСОД в нем на добровольных началах. То есть никакой материальной поддержки за участие в нем не предусмотрено?
- Нет, конечно. Нам билеты хотя бы бесплатные получить. Как бы не пришлось за свой счет летать в Нур-Султан…
- Этот фактор не станет поводом для отказа от участия в НСОД для его членов, для вас в частности?
- Ну раз в квартал, думаю, можно себе позволить и за свой счет слетать.
- Есть мнение, что НСОД станет альтернативой, а может, и некоей подменой парламента. Вы согласны с этим?
- Нет, конечно. Во-первых, надо понимать, что у парламента гораздо шире полномочия. Во-вторых, объем вовлечения участников Нацсовета и объем вовлечения депутатов парламента несопоставимы. Мы не можем настолько вовлекаться и так детально все изучать, как это делают парламентарии.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото из личного архива Марата Шибутова, Алматы