2116

Ныне отпускаю вам...

Крепкая государственность основывается на гражданах-налогоплательщиках. А на чем держится наша?

Ныне отпускаю вам...

После нашумевшего июньского решения тогда только что избранного президента о списании (за счет бюджета) малообеспеченным заемщикам части их долгов перед банками следующая радующая должников новость - это подписанный 4 июля главой государства закон о налоговой амнистии.

Как и в прошлый раз, прощается не вся сумма долга, а только определенная часть, в данном случае - накрученные на налоговые задолженности пени и штрафы. Зато амнистия теперь не только по особо бедным заемщикам, но и сплошь по всем категориям должников перед бюджетом - физическим лицам.

И вот для нашего сведения, а также для повода для наших размышлений такая статистика от Минфина: по состоянию на 1 января налоговая задолженность имелась у 1,4 млн физических лиц на общую сумму 20,9 млрд тенге. Из них основной долг - 14,3 млрд, а та самая подлежащая амнистии пеня - 6,6 млрд тенге.

При этом Минфин ведет себя предельно лояльно: гражданам не надо никуда обращаться, писать какие-то заявления. Списания проводятся автоматически самими налоговыми службами, осуществляющими ежедневный мониторинг лицевых счетов своих подопечных. Достаточно заплатить основной долг, и сами же фискалы оформят решение о списании пени.

А вот над чем нам стоило бы отдельно поразмышлять по данному информационному поводу: в каких, собственно, налоговых отношениях мы, граждане, состоим с родным государством?

В самом деле, из опыта развитых стран к нам пришло как форма речи, по крайней мере, выражение “мы - налогоплательщики”, за которым стоит многое, начиная с базовой фиксации положения гражданина в своем государстве: раз я плачу налоги, на которые государство содержится, значит, оно мое! А я его! Еще и в том смысле, что если государство не может существовать без моих налогов, то налоги я должен платить обязательно, даже если они мне кажутся великоватыми. Зато в ответ я, гражданин, имею право знать, на что мои налоги расходуются, и требовать более качественного или направленного на иное, если мне так кажется, налогового обложения либо иного распределения собираемых налогов.

Для реализации же таких моих прав есть выборы и есть политические партии, за которые я могу проголосовать или сам пойти в кандидаты, и все такое. То есть, по сути, вся современная парламентско-представительская система, включая президентов, где они предусмотрены, выстраивается не просто на некоем электорате, а именно на гражданах-налогоплательщиках.

И вот, дорогие соотечественники, давайте вместе разбираться, что это за 1 млн 400 тыс. нехороших наших сограждан, уклоняющихся от исполнения своей базовой гражданской ответственности, можно сказать, основополагающего патриотического долга!

По арифметике, кстати сказать, долг не велик - выходит чуть менее чем по 15 тысяч тенге на одного уклониста, из которых строгое, но входящее в положение не слишком состоятельных граждан государство обещает простить примерно по 4700 тенге.

Интересно, пока вы эту длинную подводку читали, примерили ли к себе и догадались ли, о каких неплательщиках идет речь? Не буду дальше интриговать, открою (все равно уже оглашенный Минфином) секрет: 70 процентов задолженности - это налог на транспортные средства, задолженность по земельному налогу - 12 процентов и по налогу на имущество - 6,7 процента.

То есть мы, граждане, состоим в фискальных отношениях с государством в основном через свои машины и еще немножко через дачные участки. Нехорошо, конечно, копить долги по таким своим обязательствам, и вряд ли невозможно найти 10 тыс. тенге, чтобы заплатить и спать спокойно, но… как-то это не слишком масштабно. Прикинем: весь долг в 20,9 млрд тенге - это… 1,7 процента от всей доходной части (12 457 млрд) государственного бюджета на 2019 год. Прощению же подлежат и вовсе 0,5 процента - государство не обеднеет! Впрочем, поправят меня знатоки, еще мы, граждане, содержим государство за счет налогов на свою зарплату. Нашего согласия, правда, никто не спрашивает - отчисления в бюджет автоматически делают бухгалтерии. Тем не менее с этих наших денег государство тоже живет и богатеет.

Прикинем и здесь арифметику: индивидуальный подоходный налог в упомянутом бюджете-2019 - это 844 млрд тенге, а социальный налог, тоже идущий от зарплаты, еще 654 млрд. Вместе получается 12 процентов от всей доходной части. Результат чуть более ощутимый, но все равно какой-то несущественный и до крайности обидный - от всех нас, налогоплательщиков, как работников, автовладельцев, земле- и домовладельцев, существование государства зависит менее чем на осьмушку!

Хотя, с другой стороны, больше с нас и не возьмешь - доходы не позволяют. Здесь замкнутый круг: нет достаточного количества хорошо оплачиваемых рабочих мест, значит, нет ни налоговой базы, ни платежеспособного спроса на потребительском рынке. Соответственно, нет ни экономического развития этого рынка, ни социального развития для населения.

И на этот счет в государственной статистике можно найти невыпячиваемую, но объективно суровую правду.

У нас занятых в экономике больше 8,7 млн человек, но при этом штатная численность всех наемных работников (читай - на всех предприятиях и в организациях, где есть отделы кадров и начисляющие налоги бухгалтерии) меньше 3,6 млн. К тому же, если судить по отчетности ЕНПФ, и среди этих официально работающих менее половины тех, от кого поступают относительно постоянные отчисления от зарплаты. А все на круг официально работающие в Казахстане (если верить фактическим поступлениям в ЕНПФ) пробавляются минимальными зарплатами. Но здесь хоть какой-то статистический учет. А вот разница между 8,7 млн занятых в экономике и 3,6 млн наемных работников составляет 5 млн 100 тыс. как-то по-другому встроенных в экономику людей. И с ними государство вообще состоит в нематериально-платонических, непонятно каких отношениях.

Получается, большая часть казахстанцев вообще находится за штатами ЗАО “Государство Казахстан”, и если это закрытое АО срочно не начать делать открытым и не расширять целенаправленно штаты, никакими разовыми прощениями накопившегося в социуме недовольства не списать.

И заключительный ключевой вопрос: если государство опирается не на граждан-налогоплательщиков, то на кого оно опирается? У статистиков можно подсмотреть ответ и на этот вопрос: через распределение валового национального производства (оно же - валовое национальное потребление) по доходам участников. По итогам 2018 года расклад такой: доля оплаты труда (включая и как-то там высчитанные доходы самозанятых) чуть больше 30 процентов, налоги (то есть распределение через бюджет) чуть менее 8 процентов, и основная доля в 62 процента - это прибыль корпораций. И здесь можно без комментариев…

Вот так в одном только небольшом акте прощения пени отразилась, как океан в капле воды, главная наша проблема: экономика, построенная на примате экспорта природных ресурсов, элементарно не трудоустраивает и не обеспечивает доходами большую часть даже нашего небольшого населения. Поэтому поворот в сторону полной структурной занятости и достойных зарплат есть самая жизненно важная задача нового президента и его команды.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть