2006

Будем знать, из чего выбирать

Арысь и АЭС - какая между ними связь, должно ответить новое Министерство экологии

Будем знать, из чего выбирать
Фото: tengrinews.kz

Совпавшее со взрывами на военных складах в Арыси выделение из Минэнерго самостоятельного Министерства экологии драматически актуализировало задачи нового ведомства. Речь не об отсутствии радиации и общей экологической безопасности атмосферы и почвы в городе - только это приступившее к работе природоохранное министерство констатировало оперативно и уверенно. Речь о судьбе атомного энергетического проекта в Казахстане.

Еще бы, ведь не успело отзвучать обещание руководства страны, что решение о строительстве АЭС будет принято только после одобрения общественности, как едва ли не каждый второй комментарий в соцсетях вопиет: какая еще АЭС после Арыси?!

Вопрос, если послушать возбужденную общественность, закрыт. Тем более что утверждение о безответственности, коррупции, кумовстве и общем разгильдяйстве в нашей стране дополняется двумя тоже всем очевидными в своей неопровержимости собственно энергетическими аргументами. Это отсутствие дефицита электроэнергии на обозримые годы, а потом, если потребуется, неисчерпаемые возможности получать дешевую солнечную и ветровую энергию.

Доказывать обратное - значит ломиться не просто в закрытую, а вообще в отсутствующую дверь в глухой стене общественного неприятия. А мы с вами не враги себе, чтобы этим заняться. И прежнее, еще не разделенное Минэнерго (ниже вы в этом убедитесь), тоже, получается, старалось не подставляться. А вот во что это вылилось и как теперь быть Минэкологии, давайте посмотрим.

Начнем с тезиса об отсутствии необходимости новых электростанций и обратимся к документу вполне серьезному - утвержденному министром энергетики прогнозному балансу электрической выработки и мощности на 2019-2025 годы. Если верить ему, потребность в максимальной электрической мощности с 17,1 ГВт в 2019 году вырастет до 20,3 ГВт в 2025-м, или на 3169 МВт. При этом располагаемая мощность действующих электростанций с учетом старения снизится с 17,8 ГВт в 2019 году до 16,8 ГВт в 2025-м. Соответственно, на горизонте 2025 года планируется ввод 7325 МВт новых мощностей, из которых в графе “2019 год” значатся 1729 МВт. Итого осталось ввести 5596 МВт.

А лихо обозначенные Минэнерго дополнительные пять с половиной тысяч мегаватт, которые мы должны успеть запроектировать и возвести за оставшиеся полгода и следующие шесть лет, - это, чтобы было с чем сравнивать, даже больше (на целую 1000 МВт), чем обе наши знаменитые Экибастузские ГРЭС. И полностью выстроенные ГРЭС-1 и ГРЭС-2, на которых из запланированных восьми блоков по 500 МВт успели ввести только два. Знамениты же эти станции помимо рекордной величины еще и тем, с какими усилиями, дорого и долго их возводили: ветераны помнят, как весь Союз напрягался вокруг строительства Экибастузского энергоузла.

Кстати сказать, от начала строительных работ до пуска первого блока ЭГРЭС-1 прошло как раз шесть с половиной лет (1974-1980), и еще четыре года потребовалось для ввода всех восьми блоков. А темпы тогда были предельными. То есть, если всерьез относиться к планам Минэнерго, мы уже сейчас катастрофически отстаем не то чтобы от определения типа генерации, выбора поставщиков и подрядчиков, площадок строительства и разработки документации - не успеваем, даже если немедленно приступим непосредственно к строительству!

И по деньгам. 5600 МВт свежей генерации - это, если брать за аналог уже готовый проект новой Балхашской ТЭС в угольном варианте, более 20 миллиардов долларов строительной стоимости, или по три с половиной миллиарда долларов ежегодно. Тогда как вся сегодняшняя генерация обходится потребителям примерно в два с половиной миллиарда в год, если тоже в долларах.

Выходит, наша привычка удовлетворяться только эксплуатационной стоимостью вырабатываемого на советских еще мощностях 1 кВт/часа срочно заканчивается и тариф надо бегом-бегом более чем удваивать!

Короче, как-то не хочется всерьез относиться к официальным документам нашего Минэнерго. Тем более что само министерство ведет себя не слишком серьезно: залимонив астрономические потребности в новых мощностях, элегантно ускользнуло от обязанности предложить и решение, какие, по мнению ответственного за отрасль ведомства, следует строить электростанции, где и за счет каких средств.

Иначе придется этим заняться новому министру экологии, коль скоро по прежнему месту службы работа сделана не была. Но даже если отказаться от списания старых мощностей, до предела сократить нормативные резервы, к тому же надеяться, что правительство сдержит экономический рост вместе с электропотреблением, все равно хотя бы половину из намеченного вводить надо. А там и половина больше, чем наши возможности по срокам и деньгам.

Теперь насчет солнца-ветра.

В предыдущую инкарнацию в 2013 году Минэкологии была утверждена концепция по переходу РК к “зеленой” экономике, где ставились такие задачи: доля альтернативных электростанций не менее 3% к 2020 г., 30% - к 2030-му и 50% - к 2050-му; доля газовых (переведенных на газ) электростанций - 20% к 2020 году, 25% - к 2030-му и 30% - к 2050-му.

Теперь реалии по отчету 2018 года. Долю возобновляемой выработки Минэнерго показывает величиной 1,27%, и это с учетом малых ГЭС, которые немножко другое. А собственно солнечная, ветровая и даже био­газовая выработка при всех успехах EXPO-2017 - это 0,51%. То есть для нас и 3%, которые полагалось иметь в этом году, недостижимая цель, а 30 и 50% - это из анекдота о Ходже, его ишаке и падишахе.

Тут ведь надо еще иметь в виду, что, сколько ни вводи альтернативных электростанций, они могут улучшать структуру выработки, снижать выбросы, но принципиально не замещают базовые мощности (солнце ночью не светит, ветер не всегда дует), по которым у нас расклад такой: уголь - 64%, газ-мазут - 23%, ГЭС - 13%.

Долю ГЭС сильно не нарастить - основные реки задействованы, да и по строительству дороговато. Доля газа унаследована еще с советских времен и не меняется. Может быть, удастся газифицировать Алматинскую ТЭЦ-2 и столичные ТЭЦ после строительства газопровода “Сары-Арка”, но это дело дорогое и нескорое.

Кстати, для сведения энтузиастов чистой энергии: по результатам аукционов Минэнерго установило такие тарифы строителям будущих малых ГЭС - 15 тенге за 1 кВт/час, ветровых электростанций - 20 тенге, солнечных - 22 тенге и биогазовых - 32 тенге за 1 кВт/час. То есть солнечная энергия будет обходиться нам примерно в 20 раз дороже, чем от действующих ГЭС, и в три с половиной раза дороже, чем Экибастузская. Пока это 0,51%, не заметно, но доведение солнечной выработки до, например, 10% повысит тариф раза в полтора. Мы к этому готовы?

Короче, вопрос стоит ребром и формулируется так: если хотя бы наполовину верить Минэнерго, то, чтобы не провалиться лет через пять, надо уже приступать к достройке ЭГРЭС-2 и немедленно закладывать новую Балхашскую ТЭС. Если не атомную, то угольную. Соответственно, Минэкологии (если Минэнерго так и будет отлынивать) должно представить общественности балансы: столько-то миллионов тонн свежей золы на наши головы, парниковых газов в мировую атмосферу и кислотных дождей на наши леса и пастбища против риска перехода арысского синдрома на Балхашскую АЭС. По крайней мере, будем знать, из чего выбирать.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть