3005

Авторынок давит на газ

На 58,5 млрд тенге купили казахстанцы новые автомобили в мае

Авторынок давит на газ

Про казахстанский авторынок говорят часто и много. Одни утверждают, что на фоне кризиса 2016 года авторынок Казахстана находится в стадии стагнации, другие, напротив, считают, что есть предпосылки для роста. Но и те и другие сходятся в одном: автомобильный рынок Казахстана весьма перспективный. И пусть медленно, но все же есть точки роста, что в свою очередь будет свидетельствовать и о росте доходов граждан. Ведь если бы у людей не было денег, кто бы тогда покупал машины?

Эти выводы подтверждаются и исследованиями рынка, регулярно пуб­ликуемыми Ассоциацией Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ). К примеру, за первые пять месяцев текущего года (январь - май), по данным АКАБ, в Казахстане было произведено 16 921 транспортное средство на сумму 114,7 млн тенге. А за аналогичный период 2018 года было произведено всего 11 848 единиц транспорта на сумму 71,5 млн тенге. То есть, если оценивать в денежном эквиваленте, производство выросло более чем в полтора раза.

При этом рост производства наблюдался практически по всем сегментам. Так, казахстанскими предприятиями автомобильной промышленности было выпущено 15 773 легковых автомобиля (+41,5%), 495 грузовиков (+34,9%), 404 автобуса (+220,6%), 270 прицепов (+35%). Но просело производство прочей специализированной техники - всего 19 единиц, что на 48,6% меньше по сравнению с показателями января - мая 2018 года.

По данным ассоциации, с каждым годом все больше казахстанцев, выбирая автомобиль, делают ставку на машины made in KZ. В 2019-м продажи автомобилей локального производства превысили половину рынка: с начала года казахстанцы приобрели более 14,3 тысячи отечественных авто.

“За пять месяцев текущего года продажи автомобилей казахстанского производства выросли на 41 процент, - констатирует вице-президент АКАБ Анар МАКАШЕВА. - При этом весь рынок прибавил на 19 процентов. Рыночная доля автомобилей made in Kazakhstan все ближе к отметке 60 процентов. Основной катализатор роста доли в этом году - популяризация казахстанских автомобилей и дополнительные сервисы, которые предлагают производители, включая государственные меры стимулирования населения и сектора МСБ”.

Так, например, в Казахстане еще в 2015 году была запущена программа льготного автокредитования на приобретение автомобилей отечественного производства. Банк развития Казахстана тогда выделил на эти цели 34 миллиарда тенге. В программе приняли участие шесть казахстанских банков. Средства были освоены, однако в программе заложен так называемый револьверный метод финансирования, когда за счет уже погашенных займов банки выдают новые кредиты. Главное преимущество программы заключается в низкой процентной ставке - номинальная ставка вознаграждения - 4 процента годовых, а годовая эффективная ставка вознаграждения (ГЭСВ) - 7,5 процента. Кроме того, автокредит выдается на срок до семи лет, а первоначальный взнос отсутствует (см. “Выбрал, подождал, поехал”, “Время” от 1.5.2019 г.).

В АКАБ отмечают, что в мае 2019 года основные продажи легковых автомобилей пришлись на следующие бренды: Toyota (в мае было продано 1298 автомобилей этой марки), LADA (1270 единиц) и Hyundai (1197). В топ-10 также вошли KIA, Volkswagen, Renault, Nissan, Chevrolet, Skoda и Lexus.

“Как и ожидалось, май стал одним из самых результативных месяцев для производителей в текущем году, - говорит Анар Макашева. - Всплеск активности связан с выделением очередного транша в размере 8 млрд тенге в программу льготного автокредитования. Всего в системе уже больше 42 млрд тенге, финансирование имеет револьверный характер: платежи от погашения кредитов направляются на новое кредитование. Однако этих денег по-прежнему недостаточно: желающие приобрести автомобили казахстанской сборки под 4 процента выстраиваются в многомесячные очереди. Но есть и хорошие новости: Нацио­нальный банк РК принял решение выделять на программу ежегодно в течение пяти лет по 20 млрд тенге. Деньги будут выделяться через Казах­станский фонд устойчивости, тот в свою очередь будет кредитовать АО “Банк развития Казахстана”, а БРК - отправлять банкам второго уровня”.

Подобные меры стимулирования отрасли оказали благотворное влияние на развитие автопрома. Так, отечественные производители, развивая собственное производство, фокусируются не только на увеличении объема, но и на расширении линейки предлагаемой продукции. На предприятии “СарыаркаАвтоПром” (занимается выпуском автомобилей марок Chevrolet, JAC, Hyundai, Ravon, коммерческой техники JAC, IVECО, MAN и автобусов ANKAI, Yutong, IVECO) в мае текущего года было произведено 2174 единицы легковых, грузовых автомобилей и автобусов. На предприятии “Азия Авто” (LADA, SKODA, Chevrolet, KIA) было собрано 1570 авто. “КамАЗ Инжиниринг” выпустил 120 грузовиков. СемАЗ произвел 96 единиц коммерческой техники. Hyundai Trans Auto (завод коммерческой техники и автобусов в Казахстане) освоил новое производство автобусов Golden Dragon и Daewoo Bus (производство автобусов) - 13 единиц техники. Вместе с тем в 2018 году была запущена программа по обновлению автобусного парка РК. В рамках программы идет замена старых автобусов на новые комфортабельные во всех городах Казахстана. Благодаря программе уже более двух миллионов граждан ежедневно передвигаются на новых автобусах отечественного производства, в планах до 2021 года увеличить пассажиропоток до 6 млн человек. Таким образом отечественные производители значительно увеличивают объемы производства автобусной техники на своих мощностях.

В завершение хотелось бы напомнить, что согласно прогнозам АКАБ в 2019 году рост производства для внутреннего рынка будет на уровне 35-40 тыс. единиц, а средний уровень локализации составит 40 процентов. В целом общий прогноз продаж для рынка Казахстана ожидается на уровне 73-78 тыс. единиц автомобилей (с учетом коммерческой техники и автобусов). При этом доля казахстанских автомобилей в продажах будет свыше 50 процентов.

Григорий ГАРАНИН, данные предоставлены пресс-службой АКАБ, фото предоставлены пресс-службой ТОО “СарыаркаАвтоПром” и “Hyundai Trans Auto”, Алматы

Поделиться
Класснуть