Пойти по миру или в ЕАЭС
Что станет толчком для прорыва казахстанского экспорта на новые рынки?
На заседании правительства на прошлой неделе рассмотрены вопросы продвижения несырьевого экспорта и ход реализации национальной экспортной стратегии. А чтобы не пересказывать доклады министров национальной экономики, индустрии и инфраструктурного развития, сельского хозяйства, руководителя холдинга “Байтерек” и министра иностранных дел, один другого оптимистичнее, выделим сразу главное. И это главное, разумеется, прозвучало в устах премьера Аскара МАМИНА: “Развитие экспортного потенциала страны является стратегически важным фактором обеспечения качественного роста экономики”.
Утверждение, согласитесь, бесспорное, вроде того, что река Ак Жайык впадает в Каспийское море. А я и не собираюсь спорить, отважусь только на дурацкий вопрос: а почему, собственно, опора на экспорт, а не на себя? И сам же попытаюсь найти ответ в Национальной экспортной стратегии - той самой, которую исполняет правительство. Документ свежий, чуть старше самого правительства, утвержден в августе 2017-го в расчете на 2018-2022 годы. Но и в нем, знаете ли, тоже не сказано, чем так важна для Казахстана работа именно на заграницу. Наверное, всем (кроме меня) это и так ясно. А ввиду такой полной ясности в стратегии поставлена задача расширения заграничного плацдарма за счет диверсификации рынков сбыта, роста несырьевого экспорта и расширения экспортной корзины.
Насчет диверсификации рынков все четко: чтобы не обрушивать нашу экспортную экспансию сразу на весь мир, заграница разбита на страны приоритетного экспортного интереса - Китай и Россию, страны высокого экспортного интереса - Беларусь, Индию, Иран, Кыргызстан, Турцию, Узбекистан и Украину, умеренного интереса - Азербайджан, Армению, Афганистан, Грузию, Латвию, Монголию, Нидерланды, Польшу, Таджикистан и Туркменистан. И еще есть список представляющих интерес в долгосрочной перспективе: Великобритания, Германия, Италия, Финляндия, Франция, Швейцария, Южная Корея и Япония. США ни в одной из категорий не значатся, получается, совсем бесперспективная для нас страна.
И еще в стратегии прямым текстом сформулированы возросшие сложности и преграды перед стратегическим курсом нашего правительства на завоевание заграничных жизненных пространств: это завершение глобального сырьевого суперцикла, повсеместное внедрение технологических инноваций, усиление тренда на протекционизм и борьба между крупнейшими странами за выстраивание региональных торговых зон.
Да, вполне отражающая правду жизни констатация, тем более есть вопрос: если мировые политические и технологические гиганты все яростнее теснят друг друга на неуклонно разделяющемся торговом пространстве, то с каким таким самобытным товаром мы прошмыгнем на рынки Латвии и Монголии, Финляндии и Японии, Швейцарии и Афганистана?
Правительство знает ответ: за счет несырьевого экспорта, точнее, обработанных промежуточных товаров. Но это, извините, продукция из черных металлов, меди, цинка, алюминия и изделия из них, топливо и нефтепродукты, драгоценные металлы и продукция мукомольно-крупяной промышленности - строго по классификации стратегии. И чем это отличается просто от сырья?
Допустим, установка на увеличение несырьевого экспорта к 2025 году в два раза будет выполнена. На какие новые высоты это выведет казахстанскую экономику?
Посмотрите внимательно на график: все наши будущие достижения - они в прошлом.
Прошлый 2018 год мы закончили с показателем ВВП $171 млрд, это больше достигнутого в 2010-м (148 млрд), но недотягивает до результата 2011-го ($192 млрд). По экспорту прошлый год вывел нас на $61 млрд, и это уровень 2010 года (60 млрд). Точно так же и импорт 2018-го - $33 млрд, это повторение планки 2010 года (31 млрд).
В этом году правительство будет сражаться за прирост ВВП между тремя-четырьмя процентами, успех подтянет нас к 2011 году, а далеко впереди зияющие высоты пятилетней давности: в 2013-м ВВП достигал $237 млрд, экспорт - $85 млрд и импорт - $49 млрд.
Пора бы задуматься: что это за внешнеэкономическая модель такая, постоянно отбрасывающая Казахстан назад? Подсказку дает сама стратегия, подмечающая, что даже когда из-за спада сырьевых цен наш экспорт обрушивался, его доля в ВВП оставалась большей, чем у развитых и многих развивающихся государств. Да, работа на заграницу загружает от половины до как минимум трети наших производственных мощностей, а с учетом обслуживающих экспорт транспорта, энергетики, строительства и торговли это до трех четвертей всего национального продукта. Можно сказать, что экономика Казахстана производит в основном то, что страна не потребляет.
То же можно сказать и про импорт, изгибы которого аккуратно следуют за подъемами-спадами ВВП и экспорта. И все потому, что примерно три четверти импорта - это вовсе не наполнение наших магазинов и базаров заграничной бытовой техникой, одеждой и продовольствием. Это обеспечение того же сырьевого (вместе с несырьевым) экспорта. Опять можно сказать, что страна потребляет в основном то, что ее экономика не производит.
Схема, можно сказать, идеальная: Казахстан является поставщиком природного сырья (включая промежуточно обработанное) на многообразные внешние рынки и покупателем готовой продукции - тоже с разнообразных внешних рынков. Идеальная с точки зрения максимизации внешней прибыли и минимизации интересов тех, кто заключен внутри такой модели и не причастен к щедрому экспортно-импортному профиту.
Критикуешь - предлагай, скажете вы, и я предложу. Целых два пункта.
Во-первых, необходимо уяснить, что на чужих рынках счастья не купишь. Сырье продолжат покупать причмокивая, но ничего более технологичного, чем первично обработанное, если даже нам удастся создать такое, не пропустят. Тупо не пустят - и все. За чужие рынки можно и нужно бороться, но здесь работает не экономический, а геополитический потенциал: в одиночку не пробиться.
Отсюда пункт второй: развитие надо опирать не на внешние рынки, а на собственный. Вы скажете: рынок Казахстана мал и не сориентирован на промышленный потенциал, созданный еще в годы СССР. Да, это так. Значит, нужна стратегия организации такого собственного рынка, который мог бы вобрать в себя основной производственный потенциал и, опираясь на общую мощь, упруго взаимодействовать с рынками внешними.
Прямым текстом - это Евразийский экономический союз, членов и кандидатов в который правительство аккуратно растворило в общем списке внешнеэкономических партнеров. Да, ныне ЕАЭС в недоделанном виде топчется на месте - участники упорно держатся за свои суверенитеты. Ну что ж, независимость, она дорогого стоит, и именно поэтому нужен серьезный толчок вперед!
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы