1573

Пора менять стратегию

Правительство поддерживает предпринимательство бюджетными субсидиями банковских ставок. Но не станет ли это поддержкой только банков?

Пора менять стратегию

За быстрой чередой событий, связанных с переменами в президентской власти, как-то ушло в тень правительство, хотя оно у нас тоже новое, почти. И оно тоже зря времени не теряет - мощно взялось за поддержку малого-среднего бизнеса с упором на “экономику простых вещей” и переработку продукции. Все вместе упаковано в государственную программу “Дорожная карта бизнеса-2020”, исполнению которой было посвящено на прошлой неделе заседание правительства.

Если по докладам, то дело не просто движется - стремительно летит вперед. Министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ сообщил, что на реализацию госпрограммы из республиканского бюджета выделены средства в размере 210,1 млрд тенге, в том числе в 2018 году - 45,9 млрд тенге. И это на 57% больше, чем в прошлом.

На эти средства профинансировано 13 тыс. субъектов МСБ, создано 10 тыс. рабочих мест, произведено продукции на 3,3 трлн тенге. Большая часть средств - 126 млрд - направлена на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам. На подведение недостающей инфраструктуры к фабрикам, заводам и производственным объектам МСБ выделено 53 млрд тенге. Остальная часть направлена на гарантирование кредитов, предоставление грантов, обучение и оказание консультационных услуг предпринимателям.

Ежегодно обучаются и повышают компетенцию около 20 тыс. предпринимателей, а в среднем 154 тыс. предпринимателей получают консультационные и сервис­ные услуги. На 1 января количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства достигло 1,2 миллиона, это на 8,3% больше показателя прошлого года.

В текущем году по поручению Елбасы выделено 600 млрд тенге для решения задачи доступного кредитования по развитию “экономики простых вещей”. Определены 365 товарных позиций из 65 видов экономической деятельности. В рамках механизма кредитования приоритетных проектов на текущий момент на стадии подготовки находятся 282 заявки на сумму кредита 283 млрд тенге.

В свою очередь министр индустрии и инфраструктурного развития Роман СКЛЯР сообщил, что для эффективной реализации программы льготного кредитования приоритетных проектов в рамках развития “экономики простых вещей” на базе НПП “Атамекен” действует проектный офис по мониторингу хода реализации программы. В работе этого офиса находится 344 потенциальных проекта на сумму 306 млрд тенге, из них 10 проектов на сумму 6,1 млрд тенге одобрены банками, 52 проекта на сумму 16,6 млрд тенге находятся у банков на рассмотрении.

Министр сельского хозяйства Сапархан ОМАРОВ доложил, что из выделенных 200 млрд тенге на развитие АПК по программе льготного кредитования 100 млрд пойдут на развитие переработки сельскохозяйственной продукции, где ставка субсидируется за счет ДКБ-2020. И еще 100 млрд на развитие сельхозпроизводства - ставка субсидируется по программе Министерства сельского хозяйства, средства в бюджете на эти цели имеются.

В завершение первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан СМАИЛОВ отметил, что “Дорожная карта бизнеса-2020” является важным инструментом в развитии экономики страны. И что до 1 сентября планируется принять госпрограмму поддержки бизнеса до 2025 года.

Почему стоило так подробно пересказывать материал с правительственного сайта? Потому что весь он, как, собственно, и вся госпрограмма, нанизан на главный стержень - использование государственных бюджетных средств для субсидирования ставок недоступных по-иному кредитов коммерческих банков. Частных, разумеется.

Вообще, в классической рыночной экономике в отличие от живых существ имеются сразу два “сердца”, предназначенных для перекачки финансовой “крови” по организму. Первое - это банки, второе - бюджет. Банки собирают свободные деньги у одних успешных экономических субъектов и ссужают их другим, желающим развивать успешный бизнес. Причем эффективным перпетуум-мобиле для этого процесса является банковская эмиссия новой денежной массы под расширяющийся рынок, которая и обеспечивает доступность, включая окупаемость производственных кредитов.

А вечным двигателем для бюджетного поощрения экономики является налоговая система. Плюс депутаты, утверждающие направления использования собираемых в бюджет средств.

Но в Казахстане (как и в России), если продолжать ту же аналогию, не родное, а пересаженное банковское “сердце”. Оно у нас из другого - внешнего - организма и работает на откачку жизненных ресурсов куда-то ТУДА. И где-то ТАМ же осуществляется и первичная денежная эмиссия, доходящая до нас лишь в опосредованном - обменном - виде. Такая не совсем наша банковская система ориентирована на способных выходить на внешние рынки игроков, их она устраивает, для внутренних же экономических субъектов связываться с коммерческим кредитом - значит самому засовывать голову в петлю. Поэтому правительству (не лечить же ему такой банковский порок!) приходится заниматься постоянным, большим и ответственным делом - впрыскивать государственные ресурсы в банковские каналы, чтобы хоть так освежать денежное обращение в них.

Хотя, если честно, напрямую было бы эффективнее.

Тут недавно ОЮЛ “Союз обрабатывающей промышленности” активно обижалось в соцсетях на “Атамекен” и профильные министерства, что не так делят те самые 600 миллиардов. Не без пользы обижалось: с ними повстречались, как-то всех успокоили. Но объективно: если средств не хватает и их распределяет не рынок, а чиновник, всегда кому-нибудь не хватит.

Поэтому, если уж ни Национальный банк (тоже с новым руководством), ни правительство даже не посягают на превращение банковской системы в источник доступного национального кредитования, надо бы сориентировать проектный офис не на текучку, а на стратегию.

Коль скоро рыночный кредит не работает и за финансирование экономики берется государство, пора выстраивать все по доброй старой схеме: нужен госплан, определяющий направление вложений, нужны специализированные банки, не гоняющиеся за коммерческой прибылью, и, конечно, нужен строгий партийный конт­роль. Чуть что - партбилет на стол!

Понимаю, положение в экономике сейчас не такое, чтобы подшучивать, но, если серьезно, пора определяться концептуально. Нынешняя экономическая модель, все ее институты и даже вбитые в экспертные головы представления - все рассчитано на экспорт сырья, поддержание обеспечивающей этот экспорт инфраструктуры и трудоустройство 2-3 миллионов работников и чиновников. Все сверх этого блокируется и может создаваться только в противоход “свободному” рынку и только целенаправленным государственным усилием. А для такого усилия нужен не чиновный навал с активным освоением бюджетных денег, нужна концепция, а под нее - институты и соответствующая идеология.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть