3291

Правительство - команда отважных, или Трус не играет в кабмин

Когда-то акын мог сказать правду самому хану, и окажись я на заседании правительства - непременно возвысил бы голос в защиту обвиненных в трусости министров. А также смело указал бы на настоящего виновника. Ведь что главное для правительства? Поддерживать социально-экономическое развитие, а итоги закончившегося 2018 года совсем неплохи. Вот только несколько отчетных данных и только по одному ведомству - Министерству инвестиций и инфраструктурного развития (МИИР).

Несмотря на снижение мировых цен на базовые металлы, санкции в отношении основных торговых партнеров (Иран, Россия) и другие внешние неприятности, промышленность выросла на 4,1 процента. Сравните с Россией, где при всех установках президента ПУТИНА насчет прорывного роста правительство упорно не дотягивает и до половины наших темпов.
Да, рост опять в основном за счет горнорудного сектора - 4,6 процента, но и обрабатывающая промышленность показала положительных 4 процента - тоже вполне прилично. Или вот еще: при том, что добыча нефти и газа выросла на 4,8 процента, машиностроение рвануло вверх сразу на 14,1 процента, химическая промышленность - на 8,1 процента, нефтепереработка - на столько же, и даже умершая было легкая промышленность внесла свои 4 процента.
И это несмотря на аварию во флагмане черной металлургии - “АрселорМиттал Темиртау”, унесшую 1,7 процента годового выпуска. Вообще же количество действующих предприятий в обрабатывающей промышленности достигло 14,7 тысячи, в том числе за прошлый год добавилось 182 единицы. В это вложено 1,3 трлн. тенге и создано 13 тысяч рабочих мест.
Производительность труда в целом по промышленности выросла на 3,5 процента, а инвестиции в основной капитал - сразу на 27 процентов.
При том, что мировые цены на сырье держались умеренными, экспорт в 2018 году вырос сразу на 26 процентов, до $54,7 млрд., из них целых $14,3 млрд. пришлось на то, что сырьем не считается. В частности, прибавку дали поставки за рубеж подшипников - плюс $23 млн., аккумуляторов - плюс $6 млн., трансформаторов - плюс $5 млн., вагонов - плюс $6 млн., удобрений - плюс $6 млн., средств дезинфекции растений - плюс $11 млн., цемента - плюс $41 млн., металлоконструкций - плюс $9 млн., пряжи хлопчатобумажной - плюс $13 млн., масла подсолнечного - плюс $12 млн., рапсового - плюс $11 млн., труб - плюс $38 млн. и рельсов - плюс $9 млн.
При всем при этом МИИР обе­щает к 2021 году увеличить экспорт продукции обрабатывающей промышленности на 13 процентов, количество экспортеров повысить с 411 до 600 субъектов, в частности, поставлять вагоны, локомотивы, колесные пары и рельсы в Египет, Азербайджан и Узбекистан, продукцию автопрома - в Грузию, Белоруссию, Монголию и Азербайджан, текстильные материалы - в Южную Корею, а кондитерские изделия - (куда бы вы думали?) в Германию!
А чтобы не только министры ходили в отечественных костюмах, обещано запустить производство порядка 250 промышленных товаров, которые ежедневно используются казахстанцами и импорт которых составляет 82 процента. Это ткани, пошив одежды и обуви, удобрения, лакокрасочная продукция, производство окон и дверей, мебели и т. д.
А есть еще буквально прорыв 2018 года - формирование транзитно-логистического хаба в центре Евразии. Если общий объем транзита грузов через территорию Казахстана вырос на 6 процентов, то в направлении Китай - Европа прирост сразу на 40 процентов, а Европа - Китай - так и на все 80 (139,6 тысячи контейнеров).
В авиации и того круче: если в 2010 году насчитали всего 20 тысяч транзитных пассажиров, то в прошлом через Казахстан пролетело уже 900 тысяч, а в 2020 году министерство обещает нам 1,6 млн. транзитников. В том числе (вниманию уже казахстанцев!) в этом году планируется запуск первой национальной авиакомпании Fly Arystan с перевозкой сразу до 1 млн. наших людей. По ценам (еще раз внимание!) вдвое ниже, чем у “Эйр Астаны”.
Теперь о тех, кто живет не в небе. В 2018 году строительная отрасль дала 4,1 процента к уровню 2017 года, рост производительности труда 9 процентов. Инвестиции в жилищное строительство выросли на 8,1 процента, до 1,2 трлн. тенге. Причем на один тенге государственных средств привлечено 6 тенге частных инвестиций. Сданы в эксплуатацию рекордные 12,5 млн. кв. метров нового жилья. Это выше уровня 2017 года на 12,1 процента. От себя добавлю: при приснопамятном КОЛБИНЕ, затеявшем после событий Желтоксана программу “Жилье-91”, годовой рекорд был в районе 9 млн. кв. метров.
Сегодня же мы если не впереди планеты всей, то лучшие в СНГ: ввод жилья на одного жителя составил 0,68 кв. м, тогда как в России - 0,54 кв. м, Белоруссии - 0,4 кв. м, Узбекистане - 0,36 кв. м.
Теперь о том, что тянет вниз. За три года банковский долг несостоятельного бизнеса увеличился в 3,5 раза. Количество предприятий, находящихся на стадии банкротства, выросло почти в два раза - это из констатаций президента НАЗАРБАЕВА на правительственном совещании в минувшую среду. И далее его вопрос: кому будем давать кредиты?
Осмелюсь ответить: такие - никому! При нынешней коммерческой стоимости банковский кредит токсичен. Это как пить воду из отравленного источника: сразу, может быть, и не умрешь, но здоровье подорвешь, а уж нормального потомства точно не будет.
Но что же тогда поддерживает экономику? Как раз правительство в лице министров и акимов, отважно осваивающих бюджет. Кое-что, может быть, и на сторону, но если постоянно не поить всю не связанную с сырьевым экспортом экономику из государственных ладошек, она либо отравится, либо высохнет.
Вот иллюстрация, у кого какая доля в самом главном для развития - инвестициях в основной капитал. Всего за прошлый год инвестировано 11,1 трлн. тенге, из них львиная доля - 8,1 трлн. - это собственные средства предприятий (читай - сырьевых экспортеров). На втором месте республиканский и местные бюджеты - правительство и акимы напрягли их на 1,4 трлн. тенге. Далее идут дочки иностранных компаний - 0,9 трлн., и только на последнем месте - 0,75 трлн. тенге, или всего лишь 6,8 процента от общего инвестиционного вклада - это кредиты банков.
Президент который уже год в своих посланиях поручает Национальному банку отвечать не только за инфляцию, но и за экономический рост, и обеспечивать доступное долгосрочное фондирование банков второго уровня в национальной валюте. И это какой же смелостью надо обладать, чтобы не исполнять такое?!

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть