1675

Велосипед для правительства,

или Как совместить дипломатию с торговлей

Захотелось отреагировать сразу на два, считаю - знаковых, материала в газете “Время” от 7 декабря, в заголовки которых вынесены цитаты президента (“Нурсултан НАЗАРБАЕВ: Не надо изобретать велосипед!”) и премьера (“Наше ГЧП, что невеста без жениха”). Знаковой же считаю неудовлетворенность, высказанную двумя первыми лицами государства, соответственно, на телемосте, посвященном итогам второй пятилетки индустриализации, и на заседании правительства.

Президент при всей торжественности момента критически отнесся к работе правительства по привлечению иностранных инвесторов. Вплоть до поручения рассмотреть возможность превращения МИД в министерство иностранных дел и торговли. В общем, логично, поскольку Казахстан, не будучи военной, идеологической или индустриальной сверхдержавой, не может не ориентировать свою дипломатию именно на торговлю, причем многовекторную и с упором на иностранные технологии и инвестиции.
Впрочем, если мы откроем концепцию внешней политики РК на 2014-2020 годы, увидим, что в функ­циях МИД это и так уже записано. Там и дальнейшая интеграция в систему региональных и международных торгово-экономических отношений, и привлечение инвестиций и передовых технологий в приоритетные сектора национальной экономики, и диверсификация, и индустриально-технологическое развитие, и даже поэтапный переход страны на “зеленый” путь развития.
Поэтому главное, похоже, не в названии и даже не в том, что транс­национальные инвесторы ну никак не могут прорваться через наших чиновников. Похоже, заканчивается (физически и экономически) такой стимул для иностранных инвесторов, как приход в Казахстан для производства чего-то такого, что можно будет отсюда вывозить. В природе не бывает ничего неисчерпаемого, да и в экономике ни один цикл не может длиться сколь угодно долго. Вот и получается, что с точки зрения эксплуатации богатств наших недр на вывоз мы подошли к исчерпанию остающихся незанятыми ниш.
Да, гигантские резервы остаются у нас по созданию ориентированного на экспорт индустриального растениеводства и животноводства, но допуск на исконную казахстанскую землю иностранцев ограничен всем нам известными и понятными неэкономическими причинами.
И, таким образом, наступают времена, когда правительству придется все более ориентировать на производства все же собственные инвестиции. А 25-летие независимости - хороший повод осмыслить это.
Да, президент прав, говоря, что нашей относительно маленькой экономике все равно надо делать упор на экспорт. И действительно, не стоит изобретать собственный велосипед, если для разведения можно взять баранов из Австралии и коров из Германии. Однако внут­ренние производства, в том числе на экспорт, пора развивать самим и серьезно.
И вот здесь как раз о ГЧП - государственно-частном партнерстве, о чем шел разговор на заседании правительства.
Мы до сих пор производим лишь сырую медь, чушки из цинка и других цветных металлов, перерабатываем в сырой алюминий лишь десятую часть глинозема и гоним на экспорт больше окатышей, чем готового железа. Тоже, кстати, лишь самых начальных переделов. А ведь все эти производства давно приватизированы. Вопрос к правительству: где ГЧП по внутренним переделам казахстанского сырья? С маленькой такой наводящей подсказкой: иностранным инвесторам этого не надо в принципе, и нашим частникам, судя по делам их, тоже. Тут уже правительству пора выступать решительным женихом, чтобы сидящая на сырьевом приданом невеста не стреляла глазками по джигитам из чужих аулов.
Пока в части ГЧП неплохо освоено только одно направление - детское. Из 9,5 тыс. дошкольных учреждений четверть - частные. А в нынешнем году вообще половина новых мест в детских садах была открыта частниками. И это правильно, потому что детский сад есть на одну половину предпринимательство, на другую - важнейшая социальная и государственная задача.
И вообще, как раз рядом с нуждами людей возможностей ГЧП более чем. Сбор и утилизация отходов, когда частный партнер имеет доход за счет переработки, а города освобождаются наконец от гниющих и чадящих свалок... Где примеры такого партнерства?
Или вспомним ту же акцию газеты “Время” по продвижению идеи перевода КСК на подомовой формат и по созданию в городских микро­районах ответственных управляющих компаний - как раз на принципах ГЧП. Общественный совет Алматы направил наконец такую рекомендацию акиму, тот вроде бы согласился, и… никакого движения. Будто снегом завалило.
Короче, один велосипед местного изобретения, как раз для министров и акимов, нам не помешал бы - который действительно начинал бы свое ускоренное движение с одного президентского пинка.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть