Своя колея

На разъезде Кызылтан, что в Алматинской области, в строящиеся пути на участке железной дороги Алматы - Шу в минувший четверг уложили первую рельсошпальную решетку казахстанского производства. Проект “Строительство вторых путей на участке Алматы-1 - Шу” реализуется по программе “Нурлы жол”. Закрепили рельсы, по которым уже в конце этого года пойдут поезда, президент АО “НК “Казахстан темир жолы” Аскар МАМИН и аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ.
Все внимание собравшихся было приковано к специальному крану, производящему укладку путей, к стреле которого была прикреплена рельсошпальная решетка, изготовленная на Актюбинском рельсобалочном заводе.
Все готово к пуску. Ведущий командует: “Алга!” Кран медленно начинает двигаться по рельсам. Минута, еще одна. Техника опускает решетку на пути, теперь ее остается только закрепить. К ней подходят Аскар Мамин и Амандык Баталов, им подают гаечные ключи. Несколько движений - и рельсы окончательно становятся частью многокилометровой казахстанской железной дороги.
Собравшиеся не скрывают эмоций: “Все получилось!” К этому моменту они готовились несколько недель, а накануне из-за волнения практически не спали. Для Казахстана это исторический момент: отныне для строительства железной дороги будут использовать только отечественные рельсы. До сих пор их закупали в России и на Украине, теперь же КТЖ подписал долгосрочный контракт с Актюбинским рельсобалочным заводом.
- Сегодня мы стали свидетелями результата успешной реализации программы “Нурлы жол”! - подчеркнул президент АО “НК “КТЖ” Аскар Мамин. - Реализован проект по строительству завода по производству рельсовой продукции. Продукция завода имеет стратегическое значение для экономики Казахстана, огромный экспортный потенциал, теперь рельсы будут приобретаться у отечественного производителя.
Актюбинский рельсобалочный завод построен по поручению главы государства в 2013 году. Всего за два года завод стал современным предприятием, на котором сейчас работают 573 человека. Проектная мощность завода - 200 тысяч тонн рельсов в год, их хватит на то, чтобы полностью обеспечить потребности наших железнодорожников и даже выйти на рынки соседних государств. У нашей продукции есть несколько конкурентных преимуществ. Во-первых, на актюбинском заводе производятся 120-метровые рельсы, предназначенные для высокоскоростного движения. Благодаря уникальной технологии закалки они отличаются повышенной износостойкостью и соответствуют всем международным стандартам - подобную продукцию не производят ни в одной стране СНГ. Во-вторых, Казахстан находится в центре Азии и обладает серьезными преимуществами с точки зрения логистики, расходы на которую во многом определяют конечную стоимость продукции.
- Сегодня особенный день, все мы стали свидетелями исторического события - укладки первой рельсошпальной решетки, которую собрали из рельсов отечественного производства, - сказал директор ТОО “Актюбинский рельсобалочный завод” Андрей КУЗЬМИН. - Мы заключили десятилетний контракт с КТЖ и обязуемся выполнить свои обязательства по закрытию потребности внутреннего рынка в нашей продукции. Те рельсы, по которым совсем скоро будут стучать колеса поездов, могут эксплуатироваться как минимум 50 лет, не требуя замены. Наше предприятие стратегически важно не только для строительной отрасли, но и для всей экономики в целом. Мы выпускаем уголки, швеллеры, балки, которые никогда ранее не производились в Казахстане. К тому же наши возможности позволяют осваивать и другие виды продукции. Поэтому я надеюсь, что казахстанские поезда в скором времени будут ездить только по отечественным рельсам.
Завод уже начал активное сотрудничество с партнерами из других стран: достигнуты договоренности с Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией, Грузией и Белоруссией. Подписано семь долгосрочных меморандумов о приобретении казахстанской продукции, в ближайшие дни могут быть заключены серьезные контракты. И это только начало.
Все, что происходило в тот день, собравшиеся описывали исключительно в превосходной степени и не уставали повторять: это без преувеличения историческое событие. Сейчас на участке дороги, которая ведет из Алматы в Шу, прокладывают вторые пути. Сдачи их в эксплуатацию больше 20 лет ждут не только железнодорожники, но в первую очередь пассажиры. Из-за того что здесь только один путь, поезда, следующие из Алматы в южные регионы страны, Узбекистан и Россию, вынуждены останавливаться и пропускать встречные составы. Приходится ждать 20, 30, а то и 40 минут. Понятно, что это задержки в пути и связанные с ними неудобства. А поездов в этом направлении очень много.
Протяженность участка, на котором сейчас идет активное строительство, - 110 километров. Он разделен на два примерно равных по длине пусковых комплекса. Первый сдадут в эксплуатацию уже в декабре этого года - по нему сразу же пойдут поезда. Второй достроят еще через год - тогда на всем протяжении от Алматы до станции Шу Жамбылской области будет два железнодорожных пути. За счет этого вдвое увеличится пропускная способность: если сейчас здесь за сутки проходит 40 пар поездов, то после завершения работ их количество возрастет до 96. Для простых пассажиров это значит, что время в пути сократится, а поездка станет более комфортной.
Бывалые железнодорожники не скрывали радости и говорили о возрождении исторической транспортной артерии: мол, когда-то здесь проходил Шелковый путь, потом наши деды строили на этом месте Турксиб, и вот теперь, спустя несколько поколений, эта дорога получает новое развитие. Сейчас здесь ведутся монтаж систем сигнализации и связи, работы по электрификации участка.
- Этот проект имеет стратегическое значение для нашего региона! - отметил аким Алматинской области Амандык Баталов, с нескрываемым интересом наблюдавший за всем происходящим. - В ходе его реализации будет создано более полутора тысяч рабочих мест. Здесь будут трудиться жители нашей области.
…Работа на строительстве участка Алматы-1 - Шу продолжилась в тот же день. Одну за другой на пути укладывали рельсошпальные решетки, с каждым часом казахстанская железная дорога становилась длиннее, а день, когда на этом участке поезда будут идти навстречу друг другу, все ближе.
Ольга СТЕПАНОВА, фото предоставлено АО “НК “КТЖ”, Алматы

