5814

Закон больших кресел

Каким будет парламент и чем займутся экс-депутаты в условиях кризиса?

Итак, мажилис в офсайде, а политэлита замерла в ожидании решения главы государства о судьбе нижней палаты законодательного органа. Вариантов и версий масса: либо в целях экономии бюджетных денег временно приостановить деятельность парламента и работать на основании президентских указов, имеющих силу законов (как это было в середине лихих 90-х), либо сделать его однопалатным,  или же, наконец, оставить все как есть и просто провести внеочередные выборы. Как говорится, гадай - не хочу. А что же глас народа? “Урезать депутатский корпус!” - с таким радикальным предложением выступают казахстанцы в соцсетях. Эти неравнодушные избиратели (среди которых есть и политологи) убеждены в избыточной численности нардепов, которые тяжким бременем ложатся на плечи налогоплательщиков (они же, если кто забыл, кстати, избиратели).

В Казахстане депутат всегда считался завидной фигурой. А в сегодняшнее непростое время народ своим слугам завидует еще больше. На протяжении всей истории парламент был и остается островком безопасности. Ни разу за историю всех пяти созывов здесь не происходило снижения зарплаты, отмены премиальных или сокращения аппарата.
Однако мнение, что народные избранники обязаны нести невзгоды вместе со своим народом, набирает все больше сторонников в Интернете. Вот что пишет один из пользователей Facebook Марат А.: “Повсюду задерживают зарплаты, отправляют в неоплачиваемые отпуска, переводят на неполный рабочий день... А депутаты продолжают жить припеваючи с высокими привилегиями и зарплатами. В качестве антикризисной меры предлагаю сократить парламент. Уверен, что это не нанесет ущерба законотворческой работе в целом”.
Между прочим, в соседних странах подобные меры уже в ходу. В России, например, почти в два раза сократились региональные депутатские корпусы, а зарплату всем думцам ужали на десять процентов указом президента. А сейчас набирает обороты идея сократить жалованье российских депутатов до средней зарплаты по стране! В Киргизии же парламентарии в начале минувшего декабря отказались от своих помощников и оптимизировали число комитетов, оставив из 14 только девять.
Как показывает практика, кое-какое пополнение в казну такие меры приносят. Ведь любой депутатский мандат - это и лишний кабинет, и техническое обеспечение, и разные льготы…
- Я тоже думаю, что у нас не грех депутатов “подробить”. Практика показывает, что в нашем парламенте очень редко возникает противоположное мнение по тому или иному вопросу. Большинство депутатов голосуют одинаково. Поэтому если сократить их, ничего страшного не случится - они так же будут продолжать голосовать, - считает политолог Эдуард ПОЛЕТАЕВ.
Сокращение депутатских порт­фелей могло бы пройти по разным сценариям. Самый популярный способ оптимизации в Казахстане - это отправка на заслуженный отдых - нянчить внуков и писать мемуары. К примеру, из 107 мажилисменов сегодня 48 - законные пенсионеры. А самым почтенным аксакалом в мажилисе является 78-летний коммунист Владислав КОСАРЕВ (на снимке) . Таким образом, в случае оптимизации по возрасту нынешнего состава ниж­ней палаты она ужмется почти вдвое!
Или другой вариант: дать возможность самим партийным фракциям определить, кто более матери-истории ценен... Тут, возможно, придется менять Конституцию, но... чай, оно не в первый раз! Правда, на это у любого мандатоносца найдутся возражения.
Они могут сказать: сейчас на одного народного избранника приходится около 10 000 избирателей. Если парламент ужать, то ряды подопечных вырастут в разы. А это, мол, неизбежно скажется на качестве защиты интересов народа. К тому же из-за кризиса прибавилось количество законопроектов, что заставляет слуг народных пахать чуть ли не от зари до зари. И зарплаты у них в сравнении с теми же российскими коллегами в 4-5 раз меньше...
Хотя, даже угодив под сокращение, наши нардепы найдут работу в два счета в отличие от своего электората.
- Конечно, любой парламентарий нашел бы работу! Сам статус экс-депутата открывает ему двери повсюду. Для работодателя он хорошее приобретение, потому что за время своей работы в парламенте даже те, кто особо не засветился в СМИ, все равно приобрели круг связей и знакомых. Соответственно, это может им помочь продвигать какие-то товары и услуги. Так что для депутатов уход из парламента не проблема абсолютно, - заявляет Эдуард Полетаев.
К тому же многие депутаты (если верить им на слово) скучают по своим профессиям. В мажилисе сейчас работают 37 инженеров, 16 учителей, 15 экономистов, 11 правоведов, по два политолога, ветеринара и врача, а также по одному психологу-наркологу, археологу, философу и спорт­смену.
Вот мажилисмен Камал БУРХАНОВ (на снимке) по специальности историк-археолог. Он любит делиться воспоминаниями, как ему еще в студенчестве удалось первым в мире обнаружить зороастрийскую дахму (специальное сооружение, где по ритуалу выставляли тела умерших, чтобы птицы и животные очистили кости от мягких тканей) и совершить другие удивительные открытия.
- Каждый год я мечтаю об археологической экспедиции. Хотя бы на неделю вырваться, но часто ни денег, ни времени на это не хватает. Иногда мне удается выехать на несколько дней летом… Тем, кто заражен болезнью под названием “археология”, возраст не помеха. Меня волнуют античный период и средневековье, все это можно обнаружить у нас в низовье Сырдарьи и на территории Южного Казахстана, - ностальгирует Бурханов. - Хотя я уже восемь лет как депутат, все во мне так переплелось, что даже не знаю, где начинается наука, а где - политика. Мне сейчас самому трудно определить, кто я больше.
А вот прославленная казахстанская легкоатлетка, олимпийская чемпионка и мажилисвумен Ольга ШИШИГИНА (на снимке)  философскими вопросами себя не терзает. Сейчас, сменив беговую дорожку на ковровую в депутатском кабинете, она мечтает только об одном:
- Мне очень хочется передать свой спортивный опыт детям! Все то, чему меня учили и что непосредственно нужно для успеха. Для занятий мне интересен детский возраст 12-14 лет, когда нужна уже специальная подготовка, постановка технического задатка барьерного бега. В то же время это самый сложный возраст, переломный для подростков. В этот период родителям надо проявить упорство, настойчивость, чтобы удержать свое дитя в спорте, а тренеру важны выдержка и индивидуальный подход к каждому ученику.
В рядах парламентариев есть и востребованные артисты. Руководитель группы “Яшлык” и директор Государственного уйгурского театра Мурат АХМАДИЕВ, которого в свое время называли казахстанским Робертино Лоретти за серебристый уникальный голос, продолжает срывать аплодисменты, выступая перед госмужами.
А мажилисмен Жамбыл АХМЕТБЕКОВ (на снимке) , оказывается, настоящий универсал.
- Я могу быть инструктором по карате и преподавать физкультуру - я ведь работал уже на этих поприщах, - говорит он. - Также могу быть командиром взвода - я же
командовал ротой! А по профессии я инженер-механик, так что могу стать инженером или механиком в любой отрасли, кроме строительства. И водителем могу быть: я ведь работал водителем комбайна восемь лет. Могу и в культуру уйти - я же был начальником отдела культуры Тенгизского района Карагандинской области. Потом я работал начальником отдела по делам молодежи, туризма и спорта, так что в спорт могу уйти. Затем как партийный работник я могу заняться созданием первичной партийной организации, районных областных комитетов, подбором и расстановкой кадров. Я же могу уйти и в ЧС работать: я был главным специалистом по ЧС в районном акимате. И чуть не забыл! Я же еще и меломан - у меня огромная фонотека всех рок-концертов начиная с 1960-х годов! Я проработал диск-жокеем в течение трех лет, поэтому сейчас могу уйти оператором на пульт какой-нибудь радиостанции. Также умею ремонтировать телевизоры, магнитофоны.
Так, может быть, нам пора вспомнить о тех, кого мы избирали? Чтобы в трудный для страны час выбора помочь хотя бы некоторым из них осуществить заветную мечту - петь, приобщать детей к спорту, раскапывать артефакты древности. И им счастье, и казне облегчение.
Понятие петиции священно во всех развитых демократических странах. В той же Германии коллективными прошениями занимаются специальные комиссии, во Франции созываются национальные собрания. В Великобритании одна петиция, которую подписали всего 200 человек, уже обязательна к рассмотрению государственными службами. Потому что там правят бал люди, уполномоченные самим народом. Все эти лорды, сэры-пэры и иже с ними всегда помнят: они в ответе перед теми, кто их приручил... то бишь избрал. И их судьба полностью зависит от избирателей.

Арсен НУРТАЗИН, фото из личных архивов депутатов и с сайта kapital.kz, Астана

Кстати

Теорию подтвердит практика

Весьма громкое заявление сделала на этой неделе депутат мажилиса от партии “Ак жол” Екатерина НИКИТИНСКАЯ (на снимке) о том, что в Казахстане необходимо сформировать двухпартийный парламент, какие давно действуют во многих странах. Правда, вчера парламентарий, отвечая на нашу просьбу развить тему, фактически дезавуировала свои слова. А жаль, ведь общество ждало “продолжения банкета”...

- Мы должны в конце концов определиться: у нас будет многопартийный парламент или двухпартийный, - заявила депутат Никитинская журналистам в кулуарах парламента в минувшую среду после того как мажилис заявил о самороспуске. - Мне кажется, что было бы более разу­мно построить двухпартийный парламент.
Мы связались по телефону с Екатериной Сергеевной, чтобы уточнить, почему, на ее взгляд, именно двухпартийная модель законодательного органа страны представляется ей наиболее оптимальной.
- Я не сказала, что хотелось бы чего-то или нет! Журналисты поймали меня в коридоре, спросив лишь о том, как вы представляете будущий парламент. Это всего лишь мое личное теоретическое заявление. Вот и все! - ответила госпожа Никитинская.
- Екатерина Сергеевна, но все же не совсем ясно, в чем суть вашего предложения, поскольку мысль не закончена...
- Я ведь не предложила ничего оригинального! Возьмите Англию, где много лет работает двухпартийный парламент. В Америке аналогичная ситуация. Я вам советую все-таки не забегать вперед. Пока, в общем-то, рано обсуждать несуществующую конструкцию. А может, будет пять партий (в новом казахстанском парламенте. - А. Н.). Никто не может знать наперед такие вещи. Пока все это лишь гадание на кофейной гуще. Так что не будем торопиться.

Арсен НУРТАЗИН, фото с сайта parlam.kz, Астана

Поделиться
Класснуть