Все дороги ведут в Алматы
Бауыржан Байбек и Асет Исекешев в специальной экономической зоне “Парк инновационных технологий”.
Министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ в минувший четверг нагрянул с инспекцией в Алматы. Он посетил ряд объектов и рассказал о перспективах развития города, и прежде всего - автодорожной отрасли южной столицы и вокруг нее.
В специальной экономической зоне “Парк инновационных технологий” (ПИТ) между Министерством по инвестициям и развитию (МИР) и акиматом города был подписан меморандум о сотрудничестве на 2015-2016 годы, в котором определены приоритетные направления работы во многих сферах - энергосбережения и энергоэффективности, инвестиций, туризма, транспортной отрасли, инноваций, технологий и т. д. Асет Исекешев отметил, что у Алматы есть все шансы стать первым стартап-хабом в стране - ведь здесь учатся более двух тысяч студентов, работают более 50 процентов научных институтов. Более того, этим летом 15 компаний из разных стран пристально вглядывались в Алматы для своих стартапов.
- Речь идет о запуске индустриальной зоны Алматы. Здесь будет создано пять центров технологий по новым направлениям: умные материалы, умная среда, электронная коммерция и инфокоммуникационные технологии, - сообщил журналистам глава МИРа.
Аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК в свою очередь отметил, что 87 процентов инноваторов Казахстана живут в Алматы. После перевода общественного транспорта на электронное билетирование и оптимизации транспортных потоков возникнет необходимость применения современных технологических решений, которые будут экономить время, деньги и ресурсы.
- На координационном совете мы утвердили 22 новых проекта, среди них проекты в сфере медицины, производства стальных труб, домостроительные комбинаты. Нам важно создавать рабочие места, повышать покупательскую способность граждан, чтобы они платили налоги государству, - сообщил глава города.
После ПИТа правительственная делегация и команда городских чиновников рванули на новый завод. Однако госмужи, видимо, так увлеклись планами о развитии и грядущих инновациях, что не заметили, как их кортеж оторвался от автобуса с аккредитованными журналистами, застрявшего в результате в часовой пробке. Но и медийщики не растерялись - отправились сразу туда, где должна была решиться часть транспортных проблем - на участок строящейся новой автомобильной дороги Алматы - Капшагай.
Прибыв на место раньше правительственной инспекции, мы пообщались с представителем заказчика автодорожных проектов - заместителем председателя правления АО “НК “КазАвтоЖол” Уланом АЛИПОВЫМ. Он сообщил, что 94-километровый участок этой дороги планируется сдать в эксплуатацию в декабре этого года. А сдача всей дороги намечена на конец 2016 года. На вопрос, во сколько обошелся участок дороги Алматы - Капшагай, Алипов ответил так:
- Вообще, весь участок Алматы - Капшагай с бетонным покрытием составляет 104 километра. Считайте, что один километр стоит около трех миллионов долларов. В Алматинской области строятся дорога Алматы - Усть-Каменогорск протяженностью 253 км и Алматы - Хоргос протяженностью 305 км. Когда строится дорога, всегда развивается инфраструктура - производства, предприятия.
По данным АО “НК “КазАвтоЖол”, бетонные дороги обычно служат 40-50 лет, однако нормативный срок службы составляет 20 лет. То есть через два десятка лет нужен будет капитальный ремонт. Чтобы освободить госбюджет от дальнейшего обслуживания и ремонта дорог, было принято решение сделать дорогу платной.
- Вопрос оплаты еще разрабатывается, он будет утвержден в 2017-2018 году. Сейчас прорабатывается система абонементов для платной дороги. На начальном этапе ее могут запустить на трассе Астана - Боровое. Ориентировочная стоимость годового абонемента может составить около 5000 тенге, полугодового - 3000 тенге, а неограниченный проезд по платной дороге в течение квартала составит около 2000 тенге, - сообщил Алипов.
Заместитель председателя правления АО “НК “КазАвтоЖол” напомнил, что во время недавнего визита главы государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА в КНР было подписано соглашение с китайской стороной о выделении льготных кредитов Казахстану на дорожное строительство, в том числе прокладку короткой дороги Алматы - Иссык-Куль. Сроки пока не называются, однако известно, что планируется строительство 90 километров новой дороги и реконструкция 45 километров старого покрытия.
Перед приездом на участок Асета Исекешева стали наводить порядок: поливать дорогу из шланга, устанавливать палатки с плакатами. А аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ даже наругал подрядчиков:
- В районе Талдыкоргана плохо работаете. Дорогу на Кулагер открыть же можно уже! Сейчас министр приедет - все ему скажу. Здесь (на 24-м километре трассы Алматы - Капшагай. - Е. Т.) видно, что работаете. А там - отвратительно!
Приехавший министр в целом остался доволен увиденным. После презентации реализуемых автодорожных проектов Асет Исекешев поделился с журналистами своими впечатлениями, надеждами и планами:
- Дорога будет очень хорошего качества. Нам сейчас важно соединить все дороги: Западная Европа - Западный Китай, Алматы - Астана, Алматы - Усть-Каменогорск, БАКАД - чтобы помочь и транзитным пассажирам, и грузопотокам, и в то же время развивать торговлю, малый и средний бизнес. В программе “Нурлы жол” это все состыковано. Важно сейчас все выстроить поэтапно, чтобы транзитно-логистический центр, который проходит через Алматы и Алматинскую область, заработал. Пока все идет по графику. По многим проектам у нас есть договоренность со Всемирным банком. В принципе, деньги есть, понимание есть, как двигаться. Проезд по трассе Алматы - Капшагай даст повышение эффективности от торговли, туризма, промышленности. Мы должны стать частью транзитного коридора между Китаем и Европой, логистика и транзит - это будущее экономики Алматинской области наряду с туризмом и пищевой промышленностью. Уже сейчас благодаря этим проектам мы создали более 10 тысяч рабочих мест в это непростое время.
Исекешев также сообщил, что предусматривается строительство международного аэропорта вблизи Алматы:
- Дополнительная воздушная гавань должна стать транзитным узлом для пассажиров, которые летят из Азии в Европу. Сейчас идет обсуждение нескольких предложений, в самое ближайшее время мы сообщим результаты.
Екатерина Тихонова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы