3103

Джузеппе САЛА: Самое главное - не терять контроль над ситуацией

О казахстанском павильоне на выставке ЕХРО в Милане стали говорить почти сразу, и с первых же дней он прочно вошел в число лидеров по посещаемости. Его слоган “Казахстан - страна возможностей”, и это мог почувствовать на себе каждый посетитель. Сюда приходили и приходят около пяти тысяч человек в день, это при том, что изначально павильон рассчитан на тысячу посетителей. Все эти месяцы возле него выстраивается очередь в 200-300 человек, ведь если павильоны других стран можно обойти и за пять минут, в нашем люди задерживаются на час.

Сейчас практически никто не сомневается в том, что он будет признан одним из лучших на ЕХРО-Милан. Это, конечно, успех. Но пока - локальный. Главное - повторить его через два года, и это вполне реально, несмотря на все трудности, которые сейчас преследуют еще не начавшуюся выставку в Астане. Подтверждение тому все тот же Милан, ставший счастливым для павильона нашей страны.
У выставки в Казахстане и Италии уже сейчас много общего. Право на ее проведение Милан выиграл в 2008 году. Подготовка к мероприятию началась практически сразу, и поначалу все было тихо, народ практически не вспоминал о выставке. Но через несколько лет, когда вовсю шли стройки, прогремела целая череда скандалов. Сначала мэр Милана отправил в отставку куратора подготовительных работ выставки и передал его полномочия специально созданному комитету. В мае 2014-го, всего за год до открытия выставки, по обвинению в коррупции был арестован директор по планированию и закупкам EXPO. После этого судьбой выставки озаботились на самом высоком уровне, в Милан приехал премьер-министр страны и взял ее подготовку под личный контроль. Но и это были не последние разоблачения: выяснилось, что в махинациях при подготовке к выставке была замешана итальянская мафия, из-за коррупции арес­товали еще одного из руководителей строительства. К тому же власти признавались, что не все объекты они успевают доделать в срок. К началу выставки не удавалось завершить работы по обновлению улиц и тротуаров и сдать новую очередь линии миланской подземки. Провал? Все это, естественно, делало идею проведения EXPO-2015 крайне непопулярной среди самих итальянцев, которые воспринимали выставку как черную дыру, в которой исчезают миллионы евро. Соцопросы показывали, что большинство горожан выступали против ее проведения. Сейчас, всего через несколько месяцев после открытия уже ставшей одной из самых успешных за последнее время выставок, кажется, что все эти новости и не про Милан вовсе, а про какой-то другой город. Как же такое могло произойти? Многие эксперты в первую очередь связывают такой успех с именем председателя правления EXPO-Милан Джузеппе САЛА (на снимке), который пришел как кризис-менеджер проекта, в который уже мало кто верил. Именно он возглавил подготовку к выставке в критический момент, и он вместе со своей командой смог сделать ее успешной. Причем сам господин Сала достаточно сдержанно оценивает все те скандалы, которые происходили до начала EXPO. Он напоминает, что это не первый и, увы, не последний подобный случай в мировой практике.
- Когда мы открыли выставку, негативное отношение к ней полностью поменялось всего за один день - от резко отрицательного до позитивного, - сказал Джузеппе Сала в одном из своих интервью. - Это был еще один шанс заявить всем: “Смотрите, вы можете увидеть, что мы готовы!” На мой взгляд, переломным месяцем стал август. И дело не только в том, что уменьшилось количество людей, которые относятся к выставке негативно, а в том, что повысился общий уровень удовлетворения от ее проведения. Всегда нужно помнить о том, что путь от получения права на проведение выставки до ее открытия очень долог. И за это время может возникнуть очень много негативных моментов. Самое главное - не терять контроль над ситуацией и правильно организовать всю работу.
У итальянцев это, похоже, получилось. Уже сейчас миланскую выставку сравнивают с ЕХРО-2010 в Шанхае, которая стала одной из самых успешных за последнее время. И если в Италии эксперты делают лишь предварительные оценки, то по выставке пятилетней давности есть вполне конкретные цифры. ЕХРО в Китае проходила с 1 мая по 31 октября 2010 года, она была посвящена городской среде, девиз выставки звучал: “Лучше город - лучше жизнь”. Его участниками стали 192 государства и 50 организаций, а посетителями - 73 миллиона человек. Доход, полученный от проведения выставки, - 12 миллиардов долларов, увеличение прибыли бизнесменов - в среднем на 20 процентов. При этом Китай потратил на ее проведение поистине запредельную сумму, которая колеблется от 4,2 до 58 (!) млрд. долларов. Это больше, чем было израсходовано на проведение Олимпиады в Пекине. И даже при таких вложениях Шанхай смог существенно заработать на выставке.
Теперь к тому же стремится Милан. На строительство и подготовку объектов ЕХРO-2015 правительство Италии выделило 1,3 миллиарда евро, добавьте к ним еще около одного миллиарда евро - это совокупные инвестиции всех стран-участниц. Получается, что расходы на строительство поделены примерно 50 на 50 между хозяевами и гостями выставки. Ведь последние тратят свои деньги на возведение собственных павильонов на ЕХРО, но эти средства остаются внутри страны, а это дополнительные рабочие места и отчисления налогов в бюджет. Получается, что на строительство было потрачено около 2,3 миллиарда евро, и еще 800 миллионов евро ушло на саму организацию мероприятия. Эти затраты оргкомитет обещал окупить за счет продажи входных билетов - 550 миллионов евро и привлечения спонсоров и парт­неров - 300 миллионов. И планы уже частично осуществились: организаторы подписали контракты не на 300, а на 400 миллионов, и за два месяца до закрытия выставки продали 13 миллионов билетов при запланированных 20 миллионах. Но в Милане ждут наплыва посетителей именно осенью. Так что и здесь все должно получиться.
- Нас ждет самое насыщенное время, - уверен Джузеппе Сала. - Во время проведения подобных выставок поток посетителей распределяется сезонно, и на последние два месяца приходится большее число гос­тей. К тому же у нас есть особые причины, чтобы ожидать такое количество посетителей. Первая: начало учебного года, большой приток студентов, которые захотят сходить на выставку. Вторая: близкое расположение различных ярмарок в Милане к выставочному комплексу ЕХРО, это привлечет на выставку представителей бизнес-сообщества. К тому же мысль о том, что выставка скоро закончится, подталкивает людей к тому, чтобы ее посетить.
В общем, уже сейчас понятно, что к концу выставки она выйдет на самоокупаемость. Не нужно забывать и о потоке туристов, хлынувших в Италию. За это время страну посетило около семи миллионов иностранцев, а валовой доход от этого составил около четырех миллионов евро, ведь каждый из них тратит на перелет, проживание и посещение выставки в среднем тысячу евро. Это та чистая прибыль, которую уже сейчас может занести в свой актив ЕХРО в Милане. В самом городе, забитом туристами, дополнительные доходы подсчитывают таксисты, турфирмы, владельцы отелей и магазинов.
- В этом году всемирно известная газета New York Times назвала Милан местом для посещения №1 в 2015 году, - добавляет Джузеппе Сала. - Такие отзывы - это еще один плюс для благоприятного развития туристической отрасли. Вообще, туризм - это одна из основных причин, по которым мероприятия, подобные ЕХРО, могут принес­ти положительный эффект. Одна из наших целей - принять у себя один миллион гостей из Китая. Мы надеемся, что они будут путешествовать не только по нашей стране, но и по Европе в целом и им захочется приехать сюда еще раз.
Конечно, не все ЕХРО можно назвать успешными, бывают и неудачи. Например, выставка в испанской Сарагосе, прошедшая в 2008 году. Она запомнилась миру рекорд­но низкими показателями посещаемости, количеством стран-участниц и тем, что не окупила затрат на строительство и организацию. Но в целом практика проведения ЕХРО показывает, что выставка может быть прибыльной. Самое главное - перенять тот опыт, который уже есть у наших предшественников, четко выстроить логистику и транспортную систему, составить скоординированный календарь мероприятий, которые будут проходить на выставке и в самом городе. И тогда все получится.

Оксана АКУЛОВА,фото предоставлено АО“НК “Астана ЭКСПО-2017”, Астана

Поделиться
Класснуть