Бердибек САПАРБАЕВ - ректорам вузов: Постарайтесь никого не терять!
В правительстве Казахстана рассматривается возможность и целесообразность внесения изменений в правила проведения Единого национального тестирования, сообщил вчера вице-премьер Бердибек САПАРБАЕВ (на снимке), выступая в Алматы на августовском совещании педагогов, которое по традиции созывается перед началом каждого учебного года. Кроме того, похоже, решена проблема трех сотен выпускников-отличников этого года, которые пролетели мимо государственных образовательных грантов.
-Во всех регионах этот вопрос будет обсуждаться, и с учетом предложений мы примем решение о внесении изменений и дополнений в существующие правила проведения ЕНТ, - сказал вице-премьер. - По итогам этого года есть вопросы и в отношении выделения грантов обладателям “Алтын белгi”. Я дал поручение Министерству образования и науки и всем руководителям вузов. Задача каждого ректора - в первую очередь дать гранты тем ребятам, у которых есть “Алтын белгi” или которые набрали 120 и более баллов. Они наше будущее, и мы не должны их терять! Они 11 лет учились, получили “Алтын белгi”, а грант не получили. Особенно это касается детей из малообеспеченных семей.
Высказался замглавы правительства и о важности практического применения знаний.
- Мы уже в течение восьми лет внедряем систему дуального образования: надо увеличивать долю практики и уменьшать долю теоретического образования, - сказал Бердыбек Сапарбаев. - Но пока мы ожидаемых результатов не добились. Но мы работаем: в парламенте находится проект закона, в котором отражены вопросы затрат предприятий за обучение, питание, спецодежду (школьников, которые будут проходить практику. - М.А.) и т. д.
Я недавно посетил колледж бизнеса, - продолжил вице-премьер, - очень хороший колледж, где совместно с финскими специалистами внедряется именно дуальное образование. У нас есть такие колледжи, но их мало, потому что некоторые руководители профессионально-технических учебных заведений, к сожалению, не хотят или слабо занимаются именно практикой, у них недостаточный контакт с работодателем. Хотя они работают именно для работодателей.
Бердыбек Сапарбаев подчеркнул, что в Казахстане необходимо готовить кадры с учетом нынешних потребностей рынка, особенно в период кризиса. И это относится не только к профессиональному, но и к высшему образованию.
- Идет дублирование подготовки специалистов, - считает заместитель премьер-министра. - Высшие учебные заведения тоже должны готовить их с учетом потребностей рынка. Но сегодня 28 вузов в Алматы готовят экономистов, 27 вузов - финансистов, 17 - юристов. Куда? Зачем? Где они будут работать? Особенно это касается частных вузов. К сожалению, в погоне за деньгами они не думают (о будущем трудоустройстве своих студентов. - М.А.). ...Поэтому сейчас Министерство образования ведет соответствующую работу по исключению механизма дублирования.
Участники августовского совещания много говорили о проблемах трудоустройства вчерашних студентов. В этом плане, по мнению акима Алматы Бауыржана Байбека (на снимке), нужно развивать у детей личностные навыки и качества, которые в будущем помогут им легче устраиваться в жизни.
- С учетом возрастающей конкуренции на рынке труда следует обратить пристальное внимание на так называемые soft skills - это умение грамотно излагать мысли, презентовать себя, поддержать беседу, правильно почувствовать ситуацию человеческих отношений. Это очень важный фактор при приеме на работу, и этому мы должны учить наших детей. Например, в США и других развитых странах уже в школе обучают психологии взаимоотношений, самопрезентации, самооценке для объективного соизмерения сильных и слабых сторон своей личности. К сожалению, наша система образования не всегда прививает такие навыки, - сказал Бауыржан Байбек, как известно, бывший болашаковец.
Он также сообщил, что в этом году на городскую сферу образования было выделено 54,5 млрд. тенге, из них на приобретение учебников и учебно-методических комплексов - почти 2 млрд. тенге. Как заявил градоначальник, на сегодняшний день школы города полностью обеспечены учебниками. Бауыржан Байбек отметил, что в этом году наконец-то были получены деньги на капитальный ремонт Дворца школьников. Еще одной радостной новостью стало возвращение в коммунальную собственность города здания на улице Шашкина, где в скором времени откроется новый детский сад.
При этом дефицит мест в алматинских детсадах для детей в возрасте от 3 до 6 лет сохраняется и на сегодняшний день превышает 17 тысяч. И для того чтобы увеличить охват детей дошкольным образованием (сейчас им, по данным управления образования, охвачена только половина маленьких алматинцев), в мегаполисе постоянно ведется строительство новых детских садов. К примеру, в этом году появятся два детсада в Алатауском и Турксибском районах. Однако, по мнению акима, в этом процессе должно участвовать не только государство.
- Как показывает международный опыт, детские сады - это еще и сфера частных инициатив, - заметил он. - Это особый вид предпринимательства, тем более в условиях мегаполиса. Есть много примеров успешных частных детских садов не только в нашем городе, но и в регионах страны. Поэтому акимам районов и соответствующим городским структурам необходимо системно и целенаправленно работать над вопросом привлечения частных инвестиций в сферу строительства и организации детских садов.
А руководитель управления образования Алматы Рахат ШИМАШЕВА (на снимке) сообщила еще одну интересную новость. В Алматы будет пересмотрено закрепление школ за микроучастками.
По ее словам, на сегодняшний день в городе действует 244 школы, в которых обучаются более 200 тысяч учеников. При этом только в 2014-2015 учебном году школьный контингент вырос на 20 134 человека.
- В связи с этим руководителям районных отделов образования необходимо провести полный анализ количества детей школьного возраста, выявить школы, чьи микроучастки перегружены, и совместно с акиматами районов перераспределить закрепление школ, - сказала Рахат Шимашева.
Руководитель управления образования также сообщила, что в новом учебном году в школе №15 стартует пилотный проект по апробации учебных программ 12-летнего образования, в котором примут участие 175 первоклашек и 28 учителей. Кроме того, в трех школах Алматы преподавание для учеников 7-11-х классов ведется на трех языках: казахском, русском и английском.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и фото Романа ЕГОРОВА, Алматы