6107

Игорь Мажинов, глава Bank RBK: Время монетизировать преимущества

В период с 2015 по 2017 год Bank RBK намерен реализовать новую стратегию развития, предусматривающую значительный рост капитализации, а также трансформацию бизнес-модели и позиционирования финансового института. О том, как изменится Bank RBK в ближайшие три года, в интервью нашему изданию рассказал председатель правления банка Игорь МАЖИНОВ (на снимке).

- Игорь Шарипканович, после двух лет работы в должности члена совета директоров Bank RBK в начале ноября вы возглавили правление банка. С чем связан ваш переход от стратегического к оперативному управлению финансовым институтом?
- Это было решение совета директоров, члены которого посчитали, что мой профессиональный опыт пригодится банку на нынешнем этапе, когда финансовый институт готовится к началу реализации новой стратегии развития, охватывающей период с 2015 по 2017 год. Учитывая, что с декабря 2012 года я плотно вовлечен в работу банка в качестве члена совета директоров, мне не потребовалось много времени для того, чтобы полноценно приступить к работе в новом качестве.
- Что из себя представляет банк на нынешнем этапе?
- Сегодня можно с уверенностью сказать, что становление и развитие Bank RBK стало одним из ярких событий на банковском рынке Казахстана за последние годы. Судите сами: с начала 2011 года, когда на базе малоизвестного регионального Казинкомбанка был создан Bank RBK, число клиентов выросло в 85 раз, объем привлеченных вкладов - в 150 раз, активы - в 63 раза, собственный капитал - в 10 раз. Ссудный порт­фель банка за неполные четыре года увеличился более чем в сто раз, причем благодаря консервативной кредитной политике и высоким стандартам риск-менедж­мента нам удается поддерживать качество портфеля на очень высоком уровне. Доля проблемных займов в портфеле Bank RBK находится на уровне 3,3%, что в 10 раз ниже, чем в среднем по рынку.
Таким образом, управленческая команда банка во главе с Марпу ЖАКУБАЕВОЙ перевыполнила большинство из прогнозных показателей, закрепленных в стратегии развития банка на 2011-2013 годы. Акционеры и совет директоров банка поблагодарили Марпу Каримовну, работающую в банке уже более 14 лет, за эти блестящие результаты и предложили ей занять должность первого замес­тителя председателя правления, курирующего операционную деятельность банка.
- Чем была вызвана необходимость разработки новой стратегии?
- Сегодняшний Bank RBK существенно отличается от того, каким он был четыре года назад. Все эти годы банк находился на этапе взросления - мы наращивали клиентскую базу, обновляли бизнес-процессы, проходили различные обязательные для современного финансового института процедуры, как, например, получение международных рейтингов, статуса принципиального участника платежной системы Visa, работали на узнаваемость бренда и так далее. Сейчас, когда Bank RBK вплотную подошел к первой десятке отечественных банков, мы вступаем в “зрелый” этап развития бизнеса.
- Каких целей и результатов планирует достичь банк к 2018 году?
- Акционерами поставлена задача продолжать наращивать ключевые показатели бизнеса банка, соблюдая баланс между высокой капитализацией, финансовой устойчивостью и высокой рентабельностью. Для достижения этой цели в период с 2015 по 2017 год планируется увеличить собственный капитал с 38 миллиардов тенге до 112 миллиардов тенге, что с запасом превосходит требования Национального банка и позволяет без каких-либо ограничений работать с вкладами населения. Планируется, что при ежегодном росте активов на уровне 20-40% их размер к концу 2017 года превысит 840 миллиардов тенге, а рыночная доля банка по размеру активов составит не менее 3%. Выполняя задачу по построению не только динамично растущего, но и эффективного бизнеса, менеджмент будет стремиться к рентабельности собственного капитала на уровне 10-11%.
- Сумеет ли Bank RBK поддерживать такой динамичный рост, продолжая обслуживать премиальный сегмент клиентской аудитории?
- Резонный вопрос. Новая стратегия предусматривает внесение коррективов в позиционирование банка. Выходя на рынок в 2011 году, банк был представлен аудитории как “банк-бутик”, клиенты которого могут рассчитывать на индивидуальное обслуживание по самым высоким стандартам. Благодаря тому, что нам действительно удалось предложить клиентам VIP-сервис в качестве стандарт­ного обслуживания, мы сумели сформировать стабильное ядро базы лояльных и платежеспособных клиентов. В частности, мы делали акцент на работу со средними и крупными корпоративными клиентами, а также с представителями среднего класса и VIP-клиентами в розничном сегменте. Наши замеры показали, что банк заслуженно стал пользоваться репутацией финансового института, внимательного к деталям и дорожащего партнерскими отношениями со своими клиентами.
Между тем в соответствии с новой стратегией банк планирует расширить целевую аудиторию, сделав шаг от модели “банк-бутик” в направление “универсальный банк”. При этом хочу особо подчеркнуть, что расширение клиентской аудитории не будет происходить в ущерб качеству сервиса. Это наше важное конкурентное преимущество, которое мы ни в коем случае не готовы потерять. В целом идея заключается в том, чтобы за счет диверсификации клиентской базы сделать рост бизнеса банка более сбалансированным, а сам банк еще более устойчивым и прибыльным.
- Означает ли это, что Bank RBK активно пойдет в розницу, где банковские продукты более маржинальны?
- Да, действительно розничное направление будет усиливаться, однако его доля в портфеле не будет превышать 20-25%. Ключевым сегментом в кредитовании останется корпоративное направление, на долю которого будет приходиться 65-70% ссудного портфеля банка. Приоритетом в работе с этой категорией клиентов будет финансирование оборотного капитала и инвестиционных проектов, а также организация кросс-продаж крупным бизнес-клиентам прочих продуктов банка, включая зарплатные проекты, расчетно-кассовое обслуживание и документарные операции.
- Перепозиционирование банка, вероятно, потребует расширения филиальной сети?
- Не только расширения, но и серьезной трансформации. У обновленного Bank RBK будет три типа отделений. VIP-офисы для корпоративных и розничных VIP-клиентов будут называться RBK Prestige. Универсальные офисы для корпоративных и розничных клиентов - это отделения RBK Standard. И наша новинка - мобильные офисы для розничных клиентов RBK Express. Сегодня, когда перед нами стоит задача нарастить розничную составляющую бизнеса, расширение сети планируется осуществлять в первую очередь за счет мобильных офисов. Они будут открываться в торговых центрах и супермаркетах, районах с развитой инфраструктурой и высокой деловой активностью.
- Не боитесь ли вы, что, углубившись в розничный бизнес, банк потеряет одно из своих преимуществ - качественный ссудный портфель?
- Разумеется, мы проанализировали и взвесили все преимущества и риски этого шага. В соответствии с нашей стратегией развитие розничного направления будет происходить при соблюдении самых консервативных подходов в области риск-менеджмента. В частности, банк не планирует активно продвигать на рынке услугу потребительского кредитования, так как риски беззалоговых займов весьма значительны.
- По мере роста банка расширялся и состав его акционеров, сегодня в их числе немало влиятельных казахстанских бизнесменов и компаний. Как это сказывается на деятельности банка?
- Совершенно очевидно, что чем больше у банка обеспеченных финансовыми ресурсами акционеров, тем устойчивее его положение. Эта же логика содержится и в стандартах Базель III, которые предполагают большую ответственность акционеров банков, в том числе по вливанию в его капитал значительных сумм на случай возникновения различных кризисных ситуаций. Требование Национального банка о серьезном увеличении минимального размера собственного капитала банков также лежит в этой плоскости. Таким образом, сегодня, когда такой критерий, как надежность, является одним из ключевых при выборе банка для многих клиентов, Bank RBK находится в очень выгодном положении. Кстати, согласно нашему бизнес-плану, доведение банком собственного капитала до отметки в 100 миллиардов тенге намечено на 2016 год, что на несколько лет раньше срока, определенного регулятором.
Кстати, рейтинговое агентство Standard & Poor’s, которое в начале ноября улучшило прогноз по рейтингам Bank RBK со “Стабильного” на “Позитивный”, а также повысило рейтинг банка по национальной шкале с “kzBB-” до “kzBB”, отметило участие нескольких новых влиятельных казахстанских бизнесменов в капитале банка как крайне позитивный фактор для финансового института.
- Не секрет, что мировая экономика входит в очередную фазу кризиса. Не считаете ли вы, что этот период - не самое удачное время для реализации стратегии, предусматривающей рост бизнеса банка?
- Напротив, наличие у банка ряда сильных сторон и конкурент­ных преимуществ именно сейчас можно конвертировать в дополнительную долю рынка и в увеличение клиентской базы. К таким сильным нашим сторонам я отношу уже упоминавшиеся качественный портфель и сильный акционерный состав, а также отсутствие внешних займов. Будучи свободными от решения типичных для рынка проблем, мы имеем возможность направить все свои силы и средства на созидательный труд, достижение новых высот и монетизацию наших преимуществ.

Максим АЗАРОВ, фото Никиты БАСОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть