2238

ВнеОЧЕРЕДной комфорт для казахстанцев

Выпускник Гарварда уже удивил тем, что, будучи инвестором, стал сам управлять компанией. Затем предложил всем казахстанцам платить квартплату через kaspi.kz, во-первых, бесплатно. Во-вторых, не стоя в проклятых очередях, а в удобной обстановке прямо из дома или офиса через компьютер, подключенный к Интернету. Об этом - в интервью с Михаилом Ломтадзе.

В Америке, чтобы поступить в лучшие бизнес-школы, деньги не нужны

- Моя мама - педагог по образованию, но никогда не работала. Она была помешана на моем образовании. Учиться нужно было только на пятерки. У меня не было хорошей одежды, но всегда были книги, учителя, дополнительные уроки: английский, математика, физика. Мама была в шоке, когда другие предпочитали своим детям покупать кожаную куртку вместо платы за английский. Сложно было: я начинал учиться в русской школе, но по-русски практически не говорил.
- Вы жили в Тбилиси?
- Мой отец был военным, мы много ездили. Жили пять лет в Чехословакии. Я менял школы и каждый раз начинал заново. Задача учиться только на отлично была постоянной. Но в то же время я принимал самостоятельные решения о том, где мне учиться. Например, поступил в Европейскую школу менеджмента в Грузии, а не в политехнический, как хотел отец. И тоже акцент был на учебу. Мои друзья из института до сих пор вспоминают, как у меня не было денег, чтобы поесть сосиски в институтской столовой, на развлечения.
На втором курсе познакомился с ныне покойным Гиви Залдастани. С первыми эмигрантами его семья покинула Грузию после революции, когда он был ребенком. Гиви окончил Гарвард, говорил на старом грузинском и был настоящим дворянином. Мы подружились. Общаясь с Гиви, я загорелся желанием поступить в Гарвард. И, несмотря на свой прибыльный и растущий бизнес, созданный с учителями из института и партнерами, поехал учиться.
- Гарвард же частный университет?
- В Америке почти все лучшие бизнес-школы - частные, но чтобы поступить, деньги не нужны. У них есть политика, называемая, кажется, политикой закрытых глаз. Ты поступаешь, а потом уже с тобой разговаривают насчет оплаты. Если ты способный, то тебе дают грант или кредит на обучение и проживание. То есть чтобы ты поступил и не смог учиться из-за денег - такого быть не может. В Гарварде, Стэнфорде, Уортоне, Лондонской бизнес-школе главное - поступить.
За деньги в магистратуру топ-школы не поступишь. В магистрантах ищут какую-то уникальность. Плюс опыт работы и жизни в разных странах. Каждый третий - международный студент. И каждая бизнес-школа старается собрать самых лучших по всему миру. Например, если поступать из Казахстана - это уже плюс. Опыт, рекомендации трех человек, рекомендация гарвардского выпускника - это плюсы. Связи не помогут. Конечно, если вы из семьи выпускника, построившего здание исследовательского центра или общежития для студентов, то вам, наверное, предоставят возможность там учиться. Думаю, это было бы справедливо.

Я помогаю нашей команде концентрироваться на бизнесе

- Михаил, вы говорили, что в банке работают ваши институтские друзья. Дружба сохранилась?
- Конечно, я ценю друзей и продолжаю дружить. Но основные критерии, по которым формируется команда, - опыт, знания, квалификация, надежность и честность. У нас международная команда: специалисты из России, Грузии, Украины, Польши. Костяк - из Казахстана. Мы конкурируем с другими компаниями в поиске и найме лучших профессио­налов. И мы их ищем везде. В Казахстане - в первую очередь, здесь людям проще интегрироваться. Тем, кто приезжает, сложнее, ведь им нужно устраивать здесь семью, детей.
В 2007 году, когда наступил кризис, нам пришлось практически полностью поменять команду.
- Какой пост вы занимали тогда?
- Был членом совета директоров. Я не занимался оперативным управлением, работал в фонде BaringVostok Capital Partners (акционер АО “Kaspi Bank”). Мы с Вячеславом Кимом сделали инвестицию в банк. Кризис потребовал быстрых и жестких решений, и нам пришлось поменять команду. И потом уже мы начали реа­лизовывать стратегию. Вообще в инвестфондах редкость, чтобы инвестор и партнер стал физически управлять компанией.
- Вы перешли за барьер. Изменились ли ваши отношения с членами совета директоров?
- Немного. Когда был на инвесторской стороне, было интересно задать один вопрос, другой. Посмотреть с одного угла, с другого.
Сегодня, когда я управляю компанией, все больше ценю время. Поэтому предпочитаю не тратить его на вопросы из серии “было бы интересно”. “Хорошо бы знать” - не цель. Информация должна быть нужна для принятия решения. Я оберегаю нашу команду от работы ради того, “чтобы знать”, помогаю концентрироваться на бизнесе.
Если есть конкретная цель, ради которой нужно принять решение, неважно - рынки капитала, инвесторы, - надо сформулировать позицию. И тогда это понятная задача, которую можно реализовать.
Работая семь дней в неделю, понимаешь, что нужно правильно расставлять приоритеты, время - самый важный ресурс.

Мы быстро принимаем решения, инвестируем в IT, у нас много лояльных клиентов и сильный бренд

- Какие отношения у вас с подчиненными?
- Обыкновенные: мы собираемся, рисуем что-то на досках, спорим, ругаемся, принимаем решения, делаем ошибки, учимся, исправляем и идем дальше.
- Вы позволяете спорить с собой?
- Да. Главное, чтобы предложение было аргументировано. Надо уметь говорить “нет” и концентрироваться на приоритетах. Мы построили за пять лет самый большой в стране розничный банк. Значит, умеем принимать правильные решения и работать вместе.
- Какие у банка конкурентные преимущества?
- Мы быстро принимаем решения. Много инвестируем в информационные технологии, IT, стандартизируя, автоматизируя, централизуя процессы. Постоянно строим новые каналы продаж. И есть, наконец, наша клиентская база и наш бренд.
- Я не понимаю, как банк может существовать только за счет депозитов клиен­тов. На рынке есть устойчивое мнение, что kaspi фондируется в основном за счет вкладов клиентов. Это так?
- Привлекаются деньги из разных источников. Это инвестиции акционеров, в том числе прибыль банка. У нас есть корпоративные депозиты, межбанковские заимствования, рынки капитала, где мы и привлекли в прошлом году $200 млн., кредитные линии международных финансовых институтов и депозиты физических лиц. Банк финансирует свою деятельность, платит зарплату сотрудникам из своих доходов, а не из депозитов вкладчиков.

Конкуренция вырастет

- Потребительское кредитование в этом году Нацбанк ограничил 30 процентами. Это, естественно, приведет к тому, что количество выдаваемых кредитов будет расти медленнее. Вы считаете, это нормально?
- Хочется, чтобы все регулировал рынок. Но банковская индустрия регулируема государством, мы обязаны работать и принимать решения в заданных рамках. Да, произойдет то, о чем вы говорите. Но, с другой стороны, это высвободит интеллектуальные, кадровые ресурсы, чтобы оптимизироваться, улучшать обслуживание, предлагать инновационные продукты и услуги.
- Интригуете? Приоткройте тайну…
- Это будет первая стадия запуска нового продукта.
Очевидно, что казах­станцы тратят много времени каждый месяц, чтобы оплатить коммуналку в сберкассах, да еще за каж­дую квитанцию платят комиссию. Мы верим - это не то, что нужно клиентам. Поэтому активно развиваем услугу платежей через интернет-отделение...
- …Я плачу по Интернету, поэтому с вами полностью соглас­на.
- У нас есть оплата по Интернету - kaspi.kz. Раньше, когда оплата была только для клиентов kaspi, мы получили полмиллиона зарегистрированных пользователей. Сейчас, когда мы запустили более красивую и современную версию, все казахстанцы без комиссий смогут оплачивать свои платежи, даже если у них карточка другого банка. Если вы наш клиент, у вас будет еще дополнительный функционал, где вы можете посмотреть детали по своим продуктам в kaspi. Кроме того, сервис имеет полноценную версию на казахском языке, чем мы очень гордимся. И она вызвала горячее одобрение пользователей. Вместе все эти шаги, по нашим оценкам, позволят нам к концу года удвоить количество клиентов kaspi.kz.
- Если без комиссий, вы же перебьете клиентов у других банков.
- Мы уже поставили 3000 красных брендированных терминалов для платежей по всей стране. Там можно пополнить баланс мобильного телефона, депозит, оплатить кредит. В мае мы приняли 3 млн. платежей, и у нас высокий ежедневный рост. Это начало парада сервисов, которые мы предложим клиентам в течение года.
- Такой продукт, с точки зрения клиента, - серьезный соблазн, а для другого банка - вызов.
- Для нас вызов - норма. Мы за пять лет стали розничным банком №1.

Беседовала Валентина ВЛАДИМИРСКАЯ

Поделиться
Класснуть