2269

Звёздный воин

Сегодня исполняется 20 лет со дня первого полета в космос генерал-лейтенанта авиации летчика-космонавта Талгата МУСАБАЕВА

О нем знают в Казахстане и далеко за его пределами. Ему принадлежит один из мировых рекордов по нахождению в открытом космосе - 41 час 18 минут за 7 выходов. Да и общая продолжительность его полетов (а всего их было три) - 341 день 9 часов 48 минут и 41 секунда - входит в первую мировую десятку. Именно он сопровождал полет первого космического туриста Денниса ТИТО. Это его стараниями в 1994 году была спасена от гибели обесточенная орбитальная станция “Мир”. Но мало кто из простых граждан знает, что почти целый год в космосе он провел не из праздного любопытства, а положил начало развитию прикладных космических исследований и экспериментов в Казахстане.

Интерес человечества к космосу во все времена был огромен: недосягаемое всегда любопытно. Так думал и незабвенный профессор Умирзак СУЛТАНГАЗИН, основавший в Казахстане в 1991-м Институт космических исследований, названный позже его именем. Но он видел и конкретную экономическую выгоду от космических технологий. Закипела работа казахстанских ученых: ради новых открытий объединялись усилия различных научных цент­ров, люди с неподдельным энтузиазмом годами трудились в лабораториях.
Научного и экономического потенциала для реализации прорывных проектов в республике хватало, но нужно было все это организовать и свести в единую научную программу, что и было сделано академиком Султангазиным. Без преувеличения, Умирзака Махмутовича можно назвать отцом-основателем прикладной космической науки в Казахстане: все научные исследования и экс­перименты в космосе курировались им лично и готовились под его руководством. И теперь, когда отечественная космическая отрасль стала самостоятельной и бурно развивающейся, все причастные к ней научные институты объединены в единую структуру - АО “Национальный центр космических исследований и технологий”, которое также будет носить имя академика У. М. Султангазина.
Любопытный факт из биографии Талгата Мусабаева: все началось в исторический для человечества день 12 апреля 1961 года, когда первый землянин Юрий ГАГАРИН полетел в космос. А 10-летний мальчуган на школьной линейке, посвященной этому полету, громко выкрикнул: “В космосе Талгат Мусабаев!”. Тогда еще он не знал, что его слова станут пророческими.
Известная байконурская журналистка Сара КАБИКЫЗЫ, которая более 30 лет посвятила ведению летописи истории казахстанского космоса, в своей книге “Знак равенства” приводит воспоминания Талгата Мусабаева о его первом полете:
- Ощущений, эмоций было много... Если земную тишину слушаешь и приходит умиротворение, то космическая тишина вызывает страх, ужас. Прежде чем прийти в основной экипаж бортинженером, я уже дважды дублировал. И вот 1 июля 1994 года состоялся этот долгожданный старт, на котором присутствовали президент нашей страны Нурсултан Абишевич НАЗАРБАЕВ, высокопоставленные лица, мой сын Данияр. Впервые была выполнена казахстанская программа научных экспериментов по биотехнологии, медицине, геофизике, астрофизике и получены серьезные результаты. Во время первого полета я все-таки, несмотря на перебои с энергетикой на станции, успел выполнить технологические эксперименты по материаловедению. Выплавляя сплавы с заданными физико-химическими свойствами, я стал, можно сказать, первым казахстанским металлургом в космосе.
Валентина Федоровна ГРИЩЕНКО, более 30 лет жизни посвятившая служению казахстанской космической науке, во время полетов Т. Мусабаева как ученый секретарь государственных программ “Полет-М” и “Полет-М2”, непосредственный руководитель эксперимента “Отказ” координировала выполнения экспериментов на ОК “Мир” и работу всех, кто был причастен к ее реализации. Пожалуй, кроме нее, сегодня вряд ли кто-то во всех деталях вспомнит наземную суету вокруг казахстанских научных исследований и экс­периментов на ОК “Мир”. Их в 1994-м за 126 дней пребывания в космосе экипаж провел аж восемь.
- Самым сложным этапом в наших исследованиях было согласование с Россией, никаких скидок никому не делалось, - вспоминает Валентина Федоровна. - Очень многие наши проекты исследований были отклонены, а те, что в итоге были одобрены Москвой, годами отрабатывались на предполетном этапе на земле. Без преувеличения, все казахстанские исследования и эксперименты, проведенные в космосе, несли элементы новизны и признаны международным научным сообществом.
Несмотря на то что фронт космических работ был самым разнообразным - от устранения текущих неполадок на станции до проведения физико-технических, геофизических, медицинских и био­технологических экспериментов, выполнять матчасть приходилось одним и тем же людям - экипажу, истинным универсалам своего дела.
За примерами далеко ходить не надо.
Космический эксперимент “Темир” был крайне необходим для получения сплавов, не чувствительных к особенностям космического пространства. Для борьбы с системными сбоями радиоэлектронной аппаратуры на станции “Мир”, которые едва не закончились трагедией в 1994 году, экипаж Талгата Мусабаева проводил научный эксперимент “Отказ”.
Неоценимый вклад внесли космонавты и в развитие сельского хозяйства. С помощью космической съемки для повышения урожайности исследовали посевные зерновых и хлопка, координировали работу ряда научных институтов на земле. Используя селекцию растительных клеток в условиях космоса, космонавты сумели получить новые сорта картофеля, особенно устойчивые к неблагоприятным условиям и болезням. До сих пор это космическое ноу-хау используется в сельском хозяйстве.
Особое внимание экипаж уделял медицинским экспериментам. Например, для эффективной борьбы с онкологическими заболеваниями на земле космонавты в условиях невесомости изучали поведение и метаболизм раковых клеток, формирование половых клеток и даже оплодотворение и развитие зародышей. Были обнаружены новые биоритмы человека, которые появляются только в состоянии невесомости.
Из космоса изучалось состояние экологически кризисных регионов - Приаралья и Каспия, с борта станции “Мир” велась съемка уникального и до сих пор полностью неразгаданного учеными такого явления, как серебристые облака.
Значительным для развития системы космического питания стал эксперимент “Дастархан”: изобретенные Казахской академией питания новые продукты питания были успешно опробованы космонавтами в полете. Повышающая иммунитет и снимающая стресс космическая еда затем даже вошла в рацион космонавтов.
Конечно, все эти открытия и работа экипажа ОК “Мир” 1994 года - дело не одного дня и даже не одного года. В серьезнейших исследованиях принимали участие сотни ученых, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Талгат Мусабаев и вся команда понимали: на них лежит груз ответственности за результативность проделанной работы.
И хотя на дворе стояли кризисные 90-е и финансирование космической программы было небольшим, экипажи кораблей “Союз ТМ-19” и “Союз ТМ-20” в составе Талгата Мусабаева, Валерия ПОЛЯКОВА, Александра ВИКТОРЕНКО, Елены КОНДАКОВОЙ, немецкого астронавта Ульфа МЕРБОЛЬДА во главе с командиром Юрием МАЛЕНЧЕНКО выстояли в самый критический для станции период. И была проведена обширная казахстанская научная программа космических исследований и экспериментов, которой предстояло продолжиться во время следующих полетов Мусабаева. Но это уже другая история…

Ольга ШУЛЬБИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть