1993

Блажен, кто верует, или Зачем изобретать инновационный глобус Казахстана

Благая весть пришла из столицы - система государственной поддержки для предприятий, инноваторови ученых, активно занимающихся инновациями, выстроена. Об этом сообщил вице-министр индустрии и торговли Ерлан САГАДИЕВ на инновационном конгрессе в рамках VII Астанинского экономического форума.

По его словам, она охватывает весь инновацион­ный цикл, начиная от поддержки научных идей и заканчивая внедрением инноваций в производство. За 2010-2013 годы удалось идентифицировать более 3000 инновационных разработок и проектов, 553 из них оказана прак­тическая помощь в реализации на общую сумму более 12 млрд. тенге. Кроме того, для ученых и студентов создан 21 офис коммерциализации при вузах и НИИ, действуют 8 технопарков. Налажено сотрудничество с промышленными машиностроительными предприятиями через четыре конструкторских бюро.
Как отметил вице-министр, по показателю “инновации” в глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан улучшил свой рейтинг на целых 18 позиций и занял 84-е место.
Впрочем, расти еще есть куда: прыжок через 18 ступенек - это, конечно, впечатляет, но вот 84-е место все-таки (если честно) тянет нас скорее назад. Как-никак, а в общем зачете по всем разделам давосского рейтинга Казахстан занял заветную 50-ю строчку еще в прошлом году. По этому случаю (если кто помнит) программа “Казахстан-2030” была объявлена досрочно выполненной, и теперь мы все трудимся уже над вхождением в тридцатку лучших - аккурат к 2050 году.
Выходит, кое-какое время для вдумчивого наверстывания отставания по разделу “инновации” у нас еще есть. Зато вот что наступает уже сейчас на пятки, так это быстро усугубляющееся положение нашей не совсем инновационной, но совсем-совсем сырьевой экономики на мировом рынке этого самого сырья. По той причине, что, во-первых, и сама по себе перс­пектива мировых нефтяных цен не слишком оптимистична; во-вторых, события в кризисных точках - от Египта до Сирии - эту перспективу не улучшают, и, в-третьих, наш собственный сырьевой цикл, выстроенный на внешнем инвестировании и кредитовании, закономерно опрокидывается (см. “Виагра от Досае­ва”, “Время” от 8.5.2014 г.). Плюс события на Украине, санкции против России... Словом, общая перспектива не из обнадеживающих.
Непросто складывается для нас ситуация и в связи с вхождением в Евразийский экономический союз. Здесь все печально просто: если общий внешний платежный баланс Казахстана поддерживается пока еще в плюсах только одним - превышением экспорта над импортом, то и с Россией, и с Белоруссией казахстанский платежный баланс стабильно отрицателен: импорт готовых товаров оттуда в разы превышает экспорт нашего сырья туда. То есть не то что конкурировать в рамках ЕЭС - даже просто поддерживать торговый баланс мы можем только при условии, что поставки нашего сырья в “третьи страны” (Китай и Европу) сохранятся на нынешнем уровне и при не худших, чем нынешние, ценах - чего развитие событий вокруг той же Украины отнюдь не гарантирует.
Мало того, Россия, и как раз под воздействием санкций, а также из-за своего собственного замедления экономического роста предпринимает активные усилия по оздоровлению экспорта-импорта. Послушайте выступление ПУТИНА на только что закончившемся Петербургском международном экономическом форуме: взят прямой курс на форсирование в экспорте несырьевых составляющих, на импортозамещение, на целевую кредитную и инвестиционную государственную поддержку российского товаропроизводителя.
Что делать в этой ситуации Казахстану? Вот “рецепт”, который прописал Елбасы, выступая во вторник на подготовительном совещании к заседанию Высшего евразийского экономического совета: “Выпускаемые в нашей стране товары должны конкурировать на рынках России и Беларуси. Свободное передвижение казахстанских товаров, капитала, рабочей силы, создание совместных предпритий, а также усиление контактов - все это будет приносить пользу для экономики нашей страны”.
При всей очевидности сказанного (причем не в первый раз) стоит признать: мы сегодня можем пригодиться только там, где “родились” - на рынках вчерашних собратьев по СССР.
Очевидно, что стоит прислушаться к этим словам и отложить в сторону правительственные понты с “инновационным развитием”. Реаль­ные инновации, то есть патент­но защищенные интеллектуальные разработки мирового уровня, реализуемые в массовом выпуске конкурентоспособных на мировом же рынке товаров и услуг, - это не про нас. В отдельно взятой экономике всего-то на 17 миллионов человек - да еще сугубо сырьевой, да еще выстроенной на иностранном инвестировании и кредитовании и на таком же “иностранном-болашаковском” образовании, - это несерьезно в принципе.
Уж скорее на мировой рынок можно выйти с таким инвестиционным товаром, как глобус Казахстана, чем с реальными инновациями.
Даже нехитрая правительственная “инновация” - подведение под инновационную отчетность любого товара-услуги, ранее не выпускавшегося в Казахстане, - сути не подменяет.
Ситуация реально сурова: тут впору не об инновациях разглагольствовать, а срочно вносить в казахстанскую налоговую, тарифную, кредитную и инвестиционную политику такие новшества, которые позволят хотя бы не отстать от условий для национального предпринимательства, предлагаемых в России. Тем более при нынешнем ее активном повороте к протекционистской политике.

Понимаете, рынок рынком, конкуренция и все такое, но на самом деле только правительство и парламент совершенно четкими и адресными действиями способны либо поддержать казахстанского производителя, либо окончательно сбросить его со счетов.
А то ведь как получается: есть у нас Национальный банк - и есть его председатель, который спокойно спит по ночам, при том что коммерческий кредит в Казахстане стоит больше 12 процентов для юридических и больше 20 процентов для физических лиц. Хотя профессионалу полагалось бы при таких результатах застрелиться из огурца. Или хотя бы покаяться и уйти в монастырь.
Есть АРЕМ, тоже со спокойно спящим главой, при том что “инвестиционные” тарифы в Казахстане поднимаются без инвестиционной отдачи.
Есть то самое Министерство индустрии и торговли, под руководством которого рост стоимости 1 кВт-часа электроэнергии опережает общий рост цен в промышленности и на потребительском рынке, мультиплицируя все ценовые цепочки.
Но если по всем таким ключевым направлениям правительство не беспокоится, тогда... действительно только и остается, что продолжать рассказывать стране о создании “инновационной системы”. Блажен, кто верует...

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть