3917

Кому выгоден Евразийский экономический союз?

Самый точный ответ на этот вопрос дают цифры и факты. А они упрямо говорят о том, что вопреки заявлениям некоторых “сумлевающихся” Казахстан отнюдь не выглядит бледной тенью на фоне других стран-участниц.

- Не стоит верить заявлениям о том, что мы проигрываем торговую конкуренцию. У нас увеличился экспорт кондитерских изделий и шоколада в три раза, в 11 раз возросли объемы экспорта транс­форматоров, в 17 раз повысились объемы поставок в Россию и Беларусь наших малотоннажных грузовиков, в 16 раз увеличился экспорт цемента. И это только некоторые примеры, - отметил первый заместитель премьер-министра РК, председатель координационного совета Казахстана по вопросам интеграции, член совета Евразийской экономической комиссии Бакытжан САГИНТАЕВ на заседании Общенациональной коалиции демократических сил “Казах­стан-2050”.
По его словам, с момента создания Таможенного союза экспорт казахстанских товаров в страны - партнеры по ТС увеличился на 62,7 процента, доля обработанных товаров в общем объеме экс­порта - с 44 до 54 процентов.
“Это отличная тенденция, которую мы намерены поддерживать”, - заявил вице-премьер. Отход от сырьевой направленности путем дальнейшей модернизации, диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, подготовка условий для перехода в долго­срочном плане к сервисно-технологической экономике позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
В 2013 году товарооборот Казахстана с Россией и Белоруссией превысил 24 миллиарда долларов. За весь период функционирования Таможенного союза начиная с 2009 года по настоящее время товарооборот со странами-парт­нерами вырос на 88,3 процента. В период с 2010 по 2013 год среднегодовой темп роста товарооборота составил 18,4 процента.
Как известно, одной из основных целей участия Казахстана в евразийской интеграции является расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций, в том числе в перерабатывающие секторы экономики. Показательным является пример роста объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в обрабатывающую промышленность Казахстана. Так, с момента создания Таможенного союза объемы ПИИ в обрабатывающую промышленность Казах­стана увеличились на 88 процентов - с $1,8 млрд. в 2009 году до $3,4 млрд. в 2012-м. При этом общие объемы ПИИ за вышеназванный период выросли на 34 процента - с $21,4 млрд. до $28,3 млрд. С созданием Евразийского экономического союза мы видим продолжение и углубление этой позитивной тенденции.
Тем, кто уже оплакивает судьбу казахстанского бизнеса, который якобы подомнут под себя более сильные российские и белорусские конкуренты, нужно напомнить: никто не мешает нашему государству принять меры по поддержке отечественных предпринимателей. Каждая из развитых стран создавала и создает наиболее благоприятные условия для развития высокотехнологичного производства, применяя множество мер по стимулированию и развитию отечественного бизнеса. Несмотря на то, что основополагающим принципом современной международной торговли, правила которой заложены в соглашениях ВТО, является либерализация ее условий, предусмотрены и так называемые торговые меры. Это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, которые позволяют странам защищать национальное производство от импорта, наносящего им ущерб, а также отечественных экспортеров от дискриминации в случае необоснованного использования торговых мер со стороны других членов ВТО. В условиях применения единой внешнеторговой политики со странами Таможенного союза, а также будущего членства в ВТО для Республики Казахстан становится весьма важным грамотное и широкое использование торговых мер, являющихся легитимным механизмом защиты отечественного производства от импорта либо недобросовестных действий иностранных импортеров или государств.
Регулирование экспортных таможенных пошлин осталось на национальном уровне, и решения об их применении и изменении принимаются правительствами стран Таможенного союза самостоятельно.
Определение размера импорт­ных таможенных пошлин в настоящее время относится к компетенции Евразийской экономической комиссии. Однако инициирование рассмотрения вопроса, например, об изменении ставки импорт­ной таможенной пошлины, происходит по схеме, аналогичной действовавшей до формирования Таможенного союза. Кстати, защитные меры дают свой результат. К примеру, автомобильная промышленность в Казахстане после создания ТС переживает настоящий бум, демонстрируя самые высокие показатели роста в промышленности страны. Так, если в период с 2008 по 2013 год рост объема выпуска в целом по промышленности в номинальном выражении составил 78 процентов, то производство автотранс­портных средств увеличилось в 11,55 раза, т.е. на 1055 процентов. В 2008 году в Казах­стане произвели автотранспортных средств на 13,5 млрд. тенге, а в 2013 году - на 156,5 млрд. тенге.
Также в связи с вступлением в ТС высокие показатели роста производства демонстрируют другие отрасли обрабатывающей промышленности:
• нефтехимия - рост в 3,7 раза;
• фармацевтическая отрасль - в 3 раза;
• производство резиновых и пластмассовых изделий - в 2,3 раза;
• производство электрического оборудования - в 2 раза;
• производство электронной и оптической продукции - в 2 раза.
Ну а что получит рядовой граж­данин благодаря новому уровню интеграции? Основным плюсом для потребителей можно считать высокие требования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировым стандартам, из стран, входящих в ЕАЭС и ВТО. Гражданин Казахстана получает большую возможность выбора товаров и услуг, а высокая конкуренция приводит к рыночному сдерживанию цен на импортируемую и местную продукцию. Также будут создаваться новые рабочие места за счет открытия совместных производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Все это способствует сокращению безработицы и росту благосостояния народа.
Свобода передвижения человеческого капитала позволяет значительно сократить время и упростить процедуры при трудоустройстве или обучении в одной из стран - участниц ЕЭП. Все граж­дане стран - участниц ЕЭП имеют одинаковые права и обязанности при трудоустройстве в Казахстане, Белоруссии и России. Исключены процедуры получения разрешения на работу, которые страны устанавливали с целью защиты внут­реннего рынка труда. Работник, прибывший из страны - участницы ЕЭП, пользуется такими же профессиональными и социальными преференциями (право на труд, устройство детей в школьные и дошкольные учреждения, возможность пользоваться услугами медицинских учреждений, обязательства по уплате налогов), что и работники страны, принимающей трудового мигранта. Исключение составляют работа на государственной службе и прохождение службы в армии.
Если же посмотреть с позиций мировой экономики, то Евразийский экономический союз по многим параметрам демонстрирует лидирующие позиции, что, безусловно, поднимает авторитет каждой из стран-участниц (см. инфографику).

Марина АЛЁШИНА, Астана

Поделиться
Класснуть