Интеграция без инсинуаций
29 мая главы Казахстана, России и Белоруссии подпишут в Астане Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Противники данной интеграции по-прежнему считают ее ренессансом Советского Союза, означающим утрату Казахстаном своего суверенитета. Чтобы разобраться, насколько реальны эти опасения, газета “Время” обратилась за комментариями к заместителю министра иностранных дел республики Самату ОРДАБАЕВУ (на снимке).
- Самат Исламович, в различных слоях казахстанского общества есть определенные опасения по поводу Евразийского экономического союза. И поднимаемые вопросы, надо признать, отнюдь не праздные: как подписание договора отразится на независимости Казахстана, не будет ли ущемлен наш суверенитет, что мы теряем и приобретаем?..
- С подписанием Договора о создании Евразийского экономического союза получит свое логическое завершение идея казахстанского лидера Нурсултана НАЗАРБАЕВА о формировании принципиально нового объединения XXI века, работающего на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов всех его участников. Цель идеи предельно проста и рациональна: сложение потенциалов государств для ускоренной модернизации и повышения конкурентоспособности экономик и благосостояния граждан трех стран.
Хочу подчеркнуть, что в ходе переговорного процесса мы последовательно отстаивали позицию недопустимости политизации интеграционного объединения. Это значит, что в его рамках исключено обсуждение вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственный суверенитет. Так, уже в статье 1 Договора о Евразийском экономическом союзе - “Учреждение ЕАЭС. Правосубъектность” - заложено четкое определение союза как “международной организации региональной экономической интеграции”.
Примечательно, что наши партнеры из России и Беларуси на начальном этапе переговоров достаточно настойчиво предлагали включить в проект договора вопросы парламентского сотрудничества, общего гражданства, проведения единой внешней политики, пересечения государственных границ, противодействия нелегальной миграции и многие другие вопросы, напрямую не относящиеся к сфере экономики. По настоянию казахстанской стороны все вышеперечисленное было исключено из договора - прежде всего потому, что это уже урегулировано в формате многосторонних соглашений в рамках СНГ и ОДКБ, а также двусторонних соглашений между Казахстаном, Россией и Беларусью. Мы четко опирались на посыл, поставленный главой государства: “Политический суверенитет в нашем интеграционном объединении незыблем, и это аксиома… Экономическая интеграция позволяет укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через развитие экономики”.
- Еще с момента образования Таможенного союза некоторые представители казахстанской общественности начали говорить, что он, по сути, означает возврат к СССР, в котором Казахстан начнет подчиняться России. Есть ли в Договоре о Евразийском экономическом союзе конкретные положения, исключающие какую бы то ни было подчиненность одной из сторон?
- В статье 3 договора заложены такие принципы деятельности Евразийского экономического союза, как уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности, уважение особенностей политического устройства, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон. Заложен консенсусный механизм принятия стратегически значимых решений в Евразийском экономическом союзе, что исключает возможность доминирования какого-либо государства.
Думаю, многие опасения связаны с механизмом принятия решений в рамках комиссии ЕАЭС. Спешу успокоить: принятие решений происходит консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения коллегии по наиболее чувствительным вопросам, перечень которых определяется Высшим Евразийским экономическим советом, то есть главами трех государств. По остальным вопросам -
квалифицированным большинством. Более того, любой вопрос, который принимает коллегия, может быть блокирован Советом комиссии на уровне заместителей глав правительств, где решения принимаются также консенсусом. Но и решения комиссии в случае их несоответствия интересам отдельного государства могут быть пересмотрены на уровне высшего и межправительственного советов! А в качестве крайней меры вопрос, который может стать в какой-то степени камнем преткновения, можно оспорить в создаваемом суде Евразийского экономического союза. Как видите, принятая схема обеспечивает соблюдение интересов всех сторон.
- Не затормозит ли ЕАЭС развитие государственного языка в Казахстане?
- В органах ЕАЭС рабочим языком является русский. Однако статья 26 договора предусматривает подписание его и всех других международных договоров Евразийского экономического союза на государственных языках стран-участниц. Кроме того, все решения органов ЕАЭС, имеющие обязательный характер, переводятся на языки сторон. И в бюджете союза на эти цели будут предусмотрены соответствующие средства. Подчеркну, что данная норма внесена именно казахстанскими переговорщиками, и она поддержана другими участниками. Предусмотрено также, что текст Договора о ЕАЭС, как и другие международные договоры, в обязательном порядке будет размещен на сайте союза на государственных языках Казахстана, России и Беларуси.
Отдельно хочу сказать об информационной независимости Казахстана в свете его участия в ЕАЭС. Сфера СМИ с точки зрения национальной безопасности очень чувствительная и не является предметом экономической интеграции. Это принципиальная позиция Казахстана, которая в конечном счете была принята нашими партнерами.
- Насколько соблюден паритет при формировании органов Евразийского экономического союза? Достаточно ли в них представлена казахстанская сторона, чтобы отстаивать наши интересы?
- Комиссия ЕАЭС состоит из совета и коллегии. В совете комиссии от каждой страны представлены курирующие вопросы интеграции заместители премьер-министров. А в коллегию входят по три представителя от каждого из государств “тройки”. В суд ЕАЭС стороны выдвигают по двое судей. В структурных подразделениях комиссии и суда ЕАЭС должности директоров и заместителей директоров на равных условиях занимают представители трех стран. Остальных сотрудников будут отбирать пропорционально долевому участию сторон в финансировании органов союза. Как видите, паритетность полностью соблюдена на всех уровнях.
- Очень часто звучала критика экспертов, что договор о ЕАЭС якобы не прошел должного обсуждения в деловом сообществе...
- Это не так. Проект договора о ЕАЭС со всеми приложениями был размещен на сайтах Национальной палаты предпринимателей и Министерства экономики и бюджетного планирования еще в начале марта этого года. Кроме того, во время обсуждения положений проекта договора о ЕАЭС, в заседаниях совета комиссии на уровне заместителей премьер-министров и консультативных комитетов активное участие принимали представители Нацпалаты и ведущих отраслевых бизнес-ассоциаций Казахстана. Их мнение и конкретные предложения зачастую были решающими при подготовке казахстанской позиции.
- Далеко не все мировое сообщество с восторгом восприняло идею создания Таможенного союза, а на его основе - Евразийского экономического союза. В этой связи некоторые эксперты полагают, что Казахстан, став участником евразийской интеграции, столкнется с трудностями во взаимоотношениях с остальным миром. Насколько актуальны эти опасения?
- Вопросы внешней политики относятся к национальной компетенции государств и не обсуждаются в рамках ЕАЭС. В договоре есть статья 30 - “Соотношение настоящего Договора с иными международными договорами”, означающая буквально следующее: ничто не запрещает нам заключать с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями договоры. Это краеугольный камень нашей многовекторной внешней политики, в которой Нурсултан Назарбаев четко сформулировал позицию Казахстана: “Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении”.
Лэйла БАСАРОВА, фото предоставлено пресс-службой МИД РК, Астана