2998

Амнистия капитала: сегодня или... никогда

 

По мнению президента Евразийского центра финансового консалтинга, консультанта совета директоров ряда отечественных банков Жомарта ЕРТАЕВА (на снимке), для легализации активов в Казахстане выбран самый подходящий момент. Внутренние и внешние предпосылки позволяют рассчитывать на высокий эффект от акции, что приведет к росту инвестиционной активностив экономике.

- С чем, на ваш взгляд, связано объявление государством очередной - третьей по счету - амнистии капитала
- Формальная причина - введение в Казахстане всеобщего декларирования доходов и имущества, запланированное на 2018 год. Логично, что накануне такого шага государство предоставляет своим гражданам право легализовать имеющиеся активы. С тем расчетом, что в последующем человек будет ответственно и добросовестно заполнять свою налоговую декларацию, честно показывать доходы и уплачивать все причитающиеся налоги в бюджет. Это цивилизованные отношения между гражданином и государством.
Само слово “амнистия” подразумевает, что гражданам, изъявившим желание воспользоваться данной акцией, гарантируется отсутствие каких бы то ни было преследований со стороны правоохранительных органов. При этом людям должен быть послан четкий сигнал: по истечении сроков акции нелегализованные активы будут считаться нелегальными со всеми вытекающими последствиями.
- Вы назвали формальную причину. А есть еще и неформальные
- Не то чтобы неформальные, скорее взаимосвязанные или взаимодополняющие, продиктованные нынешней конъюнктурой. Для экономики Казахстана вопрос привлечения инвестиций приобрел сейчас особую актуальность по целому ряду причин. Отложена добыча на Кашагане. Ресурсы пенсионных фондов, аккумулированные в ЕНПФ, все еще изъяты из оборота. Банковский сектор, фондирующийся за счет депозитов, не может предоставить экономике дешевые и длинные кредиты. Рынок международных заимствований дорогой. В этих условиях ограниченной ликвидности нам очень не помешали бы альтернативные источники финансирования.
Вдобавок ко всему есть риск, что санкции Запада в отношении России опосредованно ударят и по нам. С другой стороны, для самой России угроза усиления санкций на фоне уже фактически наступившей рецессии может стать стимулом к тому, чтобы наконец реально и в срочном порядке заняться модернизацией экономики, в том числе и через масштабное импортозамещение. Понятно, что при планировании новых производств Россия будет рассчитывать и на казахстанский рынок сбыта. И если мы не предпримем у себя аналогичных шагов, то проиграем конкурентную борьбу уже в рамках Евразийского экономического союза. Чтобы этого не произошло, нам нужно создавать собственные импортозамещающие производства. А с учетом вышеперечисленных проблем с инвестициями надо постараться вовлечь в оборот те деньги, которые есть у казахстанцев, но которые не работают на экономику. И лучшего решения, чем амнистия капитала, человечество для этих целей не придумало.
- То есть вы не считаете, что эта акция направлена на разовое пополнение бюджета
- Судите сами: при легализации денег государство предусмотрело всего один случай, когда с гражданина будет взиматься налог, - это если он решит оставить амнистированный капитал у себя. Тогда он должен будет заплатить сбор в размере 10% от суммы. Если деньги остаются в экономике, никакие проценты удерживаться не будут. Воспользоваться этими деньгами по своему усмотрению человек сможет после того, как они пролежат в банке в течение пяти лет. При этом банк будет начислять на эту сумму вознаграждение, как на депозит. Кроме размещения денег в банке человек может приобрести на них определенные активы: объекты приватизации, казахстанские ГЦБ, акции и облигации отечественных компаний. Таким образом, сами условия амнистии говорят о том, что государство преследует не фискальные цели, а цели привлечения ликвидности в экономику.
- Законопослушным гражданам, которым легализовывать нечего, вряд ли понравится эта идея, тем более с учетом двух ранее проведенных амнистий в 2001-м и 2006-2007 годах…
- Разумеется, такие акции нельзя повторять до бесконечности. Это и раздражает какую-то часть общества, и не дает эффекта в виде действительно впечатляющего объема легализованных сумм, ибо целевая аудитория таких акций, видя их периодическую повторяемость, психологически расслабляется и пребывает в уверенности, что всегда сможет легализоваться в следующий раз. Так вот, сейчас ситуация принципиально иная, чем накануне предыдущих амнистий. Введение в Казахстане всеобщего декларирования подразумевает, что объявленная амнистия является последней и следующего раза не будет. Зафиксировав все свои активы в первичной декларации, через год вы уже не сможете вписать в нее, например, новую квартиру, если ваших годовых доходов на ее покупку недостаточно и у вас не было задекларировано соответствующих накоплений. Проверить это элементарно. При этом, как я понимаю, презумпция невиновности в отношении таких граждан действовать не будет: им самим придется доказывать, откуда они взяли средства на дорогостоящую покупку. Так что же лучше: задекларировать деньги сейчас, в рамках официальной акции, или обречь себя на проблемы с законодательством? Сделать это конфиденциально и бесплатно либо подвергнуть себя риску быть крупно оштрафованным или даже того хуже? По-моему, ответ лежит на поверхности.
Еще одна принципиальная особенность текущего момента - острая конфронтация между Россией и Западом в связи с событиями на Украине. Пока санкции являются точечными: в частности, западные страны распорядились о заморозке зарубежных счетов отдельных российских политиков в случае обнаружения таких счетов.
Казалось бы, нас это никак не касается. Однако такого рода прецеденты рождают нервозность у тех, кто предпочитает хранить деньги за рубежом и еще вчера был уверен, что этот способ самый надежный.
Сейчас есть очень хороший шанс вернуть эти деньги, которые принадлежат казахстанцам, но находятся вне пределов страны. Во время двух первых легализаций такого внешнего стимула для репатриации капиталов не было.
Понимаю возможный скепсис тех моих сограждан, кто не нуждается в таких подарках от государства. Однако если вынести эмоции за скобки и взглянуть на вещи рационально, то для амнистии капитала с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств выбран самый подходящий момент. Смею предположить, что те суммы, которые не вернутся в Казахстан в рамках предстоящей амнистии, страна не увидит никогда. Поэтому главная задача сегодня - добиться того, чтобы объем выведенных из тени средств получился максимально большим. В 2001 году, как следует из отчета властей, было легализовано денег на сумму 480 млн. долларов, или 2,2% от ВВП. В 2006-2007 годах, когда амнистия распространялась не только на деньги, но и на имущество, общая стоимость легализованных активов составила около 6,8 млрд. долларов, или 6,5% от ВВП
2007-го. В том числе денег было легализовано на сумму 3 млрд. долларов. В ходе предстоящей амнистии правительство ожидает “извлечь из сумрака” активы и имущество на 10-12 млрд. долларов, или 5,4% от ВВП 2013 года. Отдельного прогноза именно по объему легализованных денег пока не прозвучало. По моей оценке, 5-6 млрд. долларов стали бы хорошим урожаем, свидетельствующим о достаточно высокой эффективности акции.
- Позволяют ли условия амнистии, предлагаемые в Казахстане, надеяться на ее максимальную продуктивность
- Эффективность амнистии зависит от трех основных параметров: цены, гарантий безопасности и невозможности ее повторения. У нас, если мы говорим о легализации денег, установлена нулевая плата для заявителя с оговоркой, что в течение пяти лет эти деньги нельзя тратить по своему усмотрению. Есть считающийся успешным итальянский опыт: там в 2001 году цена амнистии для заявителя составляла 2,5%, в результате чего один лишь единовременный налог с выведенных из тени активов принес в бюджет 1,4 млрд. евро. И есть неудачный пример бельгийцев, где в 2004 году цена индульгенции была установлена в размере 9% (или 6%, если заявитель приобретал акции местных компаний). Власти рассчитывали вернуть в страну 10-15 млрд. евро и получить с этого 850 млн. евро налогов, а в реальности “добыча” составила всего-навсего 1 млрд. и 50 млн. соответственно. Как видите, более выгодные условия, чем в Казахстане, трудно себе представить.
Что касается гарантий безопасности, под которыми я подразумеваю освобождение от ответственности и конфиденциальность, то казахстанский законопроект все это предусматривает. Для пущей подстраховки можно вспомнить опыт все той же Италии, где на период амнистии был введен институт финансового посредника, который платил налог от имени налогоплательщика в соответствии с заключенным между ними конфиденциальным соглашением.
Впрочем, по итогам двух предыдущих легализаций лично я не слышал каких-либо жалоб от “амнистированных”.
Третий пункт - акцент на одноразовость амнистии. Обычно при проведении такого рода кампаний риторику подкрепляют ужесточением ответственности за сокрытие капитала или имущества от налогообложения, например, через чувствительное повышение штрафов. При этом объявляется, что более строгие законодательные нормы в отношении налоговых преступлений вступят в силу сразу по окончании амнистии. Сам я не являюсь сторонником репрессивных мер и считаю, что гораздо больший эффект приносит грамотное стимулирование. Полагаю, что в этом вопросе решающее слово должно остаться за экспертами - юристами, правоведами. Надо посмотреть, насколько строги действующие нормы и насколько эффективно выполняются судебные решения по взысканию штрафов, иначе говоря, какой процент от назначенных к взысканию сумм реально поступает в казну.
Есть еще такой важный момент, как пропаганда, но с учетом того, что на грядущую легализацию государство отвело целых 16 месяцев, я думаю, неосведомленных граждан у нас не будет. Уверен, что законопослушные граждане нашей страны заинтересованы в уменьшении доли теневого оборота и общем экономическом росте в республике, несущем повышение жизненного уровня для всех и для каждого. Деньги, заработанные в Казахстане, должны работать на общее благо страны.

Беседовал Ростислав ГРАБ, фото Владимира Третьякова, Алматы

Поделиться
Класснуть