2714

О вреде рукоблудия

Как сварить пенсионный суп из манны небесной

Когда Кайрат КЕЛИМБЕТОВ попросил казахстанцев “не ждать манны небесной” от объединения частных НПФ в Единый накопительный пенсионный фонд, его не подверг обструкции только ленивый. А ведь глава Нацбанка сказал правду - хотя и не всю.

Сама по себе задумка неплохая. Государство, как строгий, заботливый отец, заставляет своих не слишком задумывающихся о старости граждан отчис­лять - не спрашивая их согласия - по десятине от ежемесячных заработков, обещая взамен сохранение и приумножение этих накоплений. То есть молодые лишний раз не сходят в ночной клуб или обойдутся без памперсов для ребенка - зато на старости лет смогут ни в чем себе не отказывать.
Идея родилась не у нас, и она действительно прогрессивна. Настолько, что развитые страны предпочитают ставить эксперименты с ней в странах “развивающихся”. В Чили, например, а потом вот в Казахстане, добровольно и охотно подставившемся под предложение Всемирного банка. Правда, мы, собезьянничав принцип, не создали и половины механизмов для его реализации. В результате пенсионное накопительство с самого начала попало в руки финансовых спекулянтов, для которых есть только один способ приумножения денег - крутить их в “ценных бумагах”.
А ведь в Казахстане не было и нет того рынка акций и облигаций, который мог бы принять в себя растущие пенсионные накопления. Но... свято место пусто не бывает. Вот правительство и симулирует этот рынок, заполняя его, специально для пенсионных денег, собственными долговыми обязательствами.
Так, на начало 2014 года в накопительной пенсионной системе набралось уже 3733,4 млрд. тенге пенсионных взносов, и из них больше половины аккумулировано в государственных бумагах Минфина (49,1%), Национального банка (1,2%) и местных исполнительных органов (0,2%). То есть, по крайней мере, половина пенсионных накоплений казахстанцев - это не “живые” деньги, прокручиваемые хотя бы биржевыми спекулянтами, а элементарный долг бюджета Казахстана. Отдавать который это и следующие правительства смогут лишь постольку, поскольку с бюджетом все и всегда будет благополучно. Что уже сегодня далеко не так.
Более того, с бюджетом уже сегодня плохо, а дальше будет только хуже. Почему? По многим причинам, в числе которых растущее “обслуживание” того самого пенсионного долга.
Знаете, какая сумма выплат по долговым обязательствам правительства заложена в республиканском бюджете на этот год? 251,658 млрд. тенге, или почти $1,4 млрд.! Для сравнения: на все ЖКХ отпущено 242,5 млрд., на сельское хозяйство и экологию - 186,0 млрд., а в строчку “культура, спорт, туризм и информация” уместилось всего 115,3 млрд. тенге.
Причем даже столь массированное бюджетное “инвестирование” все равно не спасает от обесценивания накоплений. Вот официальное признание: средневзвешенная доходность за последние пять лет - 31,86%, а накопленный уровень инфляции - 36,83%.
Такое вот, извините, правительственное рукоблудие. Считается, что пенсионные накопления умножаются инвестированием, на самом же деле большая часть “инвестиций” - это дополнительное отвлечение бюджетных средств - средств налогоплательщиков - на “инвестиционные” проценты по бюджетному же пенсионному долгу.
Другими словами, накопительная пенсионная система по-казахстански - это почти то же самое, что и старая добрая солидарная, только исполненная вычурно-спекулятивным образом. Поэтому то, что из нее вычеркнули частные НПФ, - это хорошо. Но совсем плохо, что ни Нацбанк, ни сам ЕНПФ понятия не имеют, что дальше делать со всем этим безобразием…
Тем более что бюджетная симуляция накопительства - безо­бразие далеко не единственное.
Такой вот иллюстративный пример: разделим 3,733 трлн. тенге накоплений на 9 449 901 официального вкладчика, получим… по 395 тысяч тенге. Каковой суммы хватит на 9 месяцев и еще 27 дней, если усредненный пенсионер вздумает шиковать аж на 40 тысяч тенге ежемесячно!
И это за 15 лет накоплений - что за ничтожный результат?!
А ничтожен он ровно настолько, насколько низки официальные заработки в Казахстане. Для приличных экономик характерно распределение жизненных благ между Трудом и Капиталом в пропорции примерно 70/30. То есть доля зарплаты наем­ных работников составляет от 50 до 60 процентов ВВП, еще процентов 10 добавляется через бюджетное распределение, остальные же 30% национального потреб­ления достаются работодателям, акционерам и разным биржевым рантье.
А теперь внимание: разделив фонд зарплаты 2013 года на ВВП, получим… 17%! И вы хотите, чтобы при таких доходах у сегодняшних трудящихся были завтра достойные пенсии?!
Конечно, это всего лишь среднее арифметическое - некоторая часть казахстанцев и официально зарабатывает неплохо, и накопления имеет солидные. Но такие диспропорции - еще одно безобразие на нашем трудовом рынке. Известно ведь, что постоянно взносы идут не более чем от 2,7 млн. вкладчиков, при том что в экономике официально числятся занятыми 8570,6 тыс. человек. Из них 2 620 965 так называемые “самозанятые”.
Тут действительно не стоит ждать манны небесной - пора поправлять дело самим.
Что уж точно надо сохранить от накопительной системы - так это персональные накопительные счета граждан. Причем сделать их не пенсионными, а социально-страховыми в универсальном - от рождения и до старости - смысле.
Появился ребенок - вместе со свидетельством о рождении ему выдается и номер накопительного счета с зачислением на него, скажем, миллиона тенге: гордись своей страной! Случилось счастливое (поступление в вуз, женитьба, рождение ребенка, приобретение дома) или печальное событие - получай право потратить определенную сумму со своего счета. Плюс государственную страховку того же размера.
Это поможет избавиться и от “самозанятости”. Достаточно установить, что на обязательные 10% отчислений от зарплаты государство доплачивает свои, например, 2%, а на любой добровольный дополнительный взнос - еще столько же. Тогда любой самозанятый позаботится и об открытии собственного счета, и о регулярных отчислениях на него.
Речь идет не о том, чтобы каждый жил лишь на то, что накопил, а о получении (плюсом к накопленному) базовой пенсии от государства. Размер которой тем выше, чем больше накоп­ленная часть. Это справедливо, так как соответствует реальным заработкам человека, его вкладу в общественный продукт и социальному статусу.
Что касается сохранения-приумножения, то проблему дефицита надежных инструментов для вложения пенсионных денег надо столкнуть с другой острой проблемой - нехватки инвестиций для модернизации и развития энергетики, ЖКХ и всей базовой инфраструктуры. И два громадных минуса сложатся в двойной плюс! Представим себе, что электрические, тепловые и водопроводные сети или железная дорога получат мощную инвестиционную подпитку со стороны работающего населения, а в их тарифах сколько-то процентов будет накинуто на выплаты состоявшимся пенсионерам. Это оптимально и социально, и экономически.
Другое дело, что крышующую непрозрачность естественных монополий политику АРЕМ тоже надо менять. Но это уже тема отдельного разговора…

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть