Общага - лицо вуза
Санжар БОКАЕВ:
Мы обязаны знать, что ест студент, где живет и с кем проводит время
На вопросы наших читателей на “прямой линии” ответил начальник управления молодежной политики акимата Алматы Санжар БОКАЕВ (на снимке).
Студенты Академии экономики и права, Алматы:
- Мы учимся в небольшой академии, но качество образования и стоимость обучения нас полностью устраивают. По каким критериям будут определяться вузы, которые могут быть закрыты в этом году?
- Действительно, не так давно министр образования и науки Бакытжан ЖУМАГУЛОВ заявил о том, что часть высших учебных заведений будет сокращена. Может быть, это прозвучит резко, но есть вузы, просто печатающие дипломы в обмен на деньги. Даже смешно называть их университетами или академиями. У них нет ни общежитий, ни спортивных комплексов, ни условий для получения студентами качественного образования.
10 лет назад в Казахстане было 180 высших учебных заведений, в том числе в Алматы - 79. Сейчас их меньше - 140 по всей стране и 45 в нашем городе. Но и это очень много! В развитых странах на миллион человек функционирует не более пяти вузов. Только в этом году в Алматы дипломированными специалистами станут 43844 человека. То есть почти 50 тысяч выйдут на рынок труда. Смогут ли они сразу же найти работу? Мы провели специальный мониторинг в алматинских вузах, в том числе изучили и этот вопрос. Выяснилось, что очень многие предоставляют неверную информацию о трудоустройстве своих выпускников. Мы разработали собственную методику проверки этих данных. Есть несколько частных вузов, до 60 процентов выпускников которых не могут найти работу. При этом в своих отчетах эти университеты и академии указывают, что практически все их новоиспеченные молодые специалисты осенью уже работали. Эти вузы заставляют своих выпускников предоставлять справки с места работы, дипломы выдают только в обмен на такие бумажки! Не подтвердили заявленные цифры ЦАУ, “Парасат”, “Кайнар” и ряд других алматинских вузов. В Центрально-Азиатском университете нам не смогли предоставить хоть какую-нибудь информацию о трудоустройстве выпускников - якобы человек, отвечающий за мониторинг, сейчас на больничном. В то же время хорошо себя зарекомендовали многие алматинские вузы. Но в любом случае решение о закрытии или объединении нескольких вузов будет принимать Министерство образования и науки.
Гульзира НАБИЕВА, Шымкент:
- Мы живем в Южно-Казахстанской области, летом наш сын поедет поступать в Алматы. Где ему лучше жить - со своими знакомыми снимать квартиру или все-таки в общежитии?
- Давайте начнем с того, что далеко не все вузы предоставляют своим студентам общежития. Или они в таком состоянии, что жить там очень сложно. Примеров много. В корпусе могут проживать 600 человек, а душевых кабинок всего десять, причем все они в ужасном состоянии. Я не понимаю, почему университеты берут огромные деньги за обучение, но не могут поменять сантехнику или побелить стены.
В университете “Нур” (бывший “Нур-Мубарак”. - М. К.) общежитие только строят. Они расселяют студентов по квартирам в соседних районах. А есть ли контроль со стороны учебного заведения? Чем занимаются ребята, как проводят время, что едят, кто приходит к ним в гости? Между прочим, эти студенты - будущие священнослужители. Но это еще полбеды. У 12 вузов нет общежитий, среди них - КазАДУ им. Гончарова, Казросмедуниверситет, МАБ, МУИТ, “Парасат”, КазАТиСО, АБД, КНУ и другие. И, как я понял, решать этот вопрос они не собираются. Легче всего ждать, пока поможет государство. Тем временем студенты скитаются по углам, и вместо учебы им приходится решать проблемы с арендным жильем.
Вопрос редакции газеты “Время”:
- Как вы можете повлиять на ректора вуза, не желающего делать ремонт в общежитии?
- Конечно, университеты подчиняются профильному министерству, но у нас есть определенные рычаги - мы можем обратиться к своим коллегам в контролирующие органы. Например, по итогам нашего рейда мы установили, что студенты в некоторых общежитиях живут в антисанитарных условиях, в их комнатах грязно, электрические провода торчат из стен и так далее. Всем вузам, к которым есть замечания, мы написали свои рекомендации, дали время на устранение недостатков как раз до начала следующего учебного года. Если ректоры к нам не прислушаются, будем обращаться в соответствующие инстанции.
Кстати, есть вопросы, которые должны решать руководители
Минобразования, ректорам они не по плечу. К примеру, в ходе рейда выяснилось, что на территории КазНУ имени аль-Фараби полностью приватизированы два общежития. Сейчас там живут совершенно посторонние люди. Причем они абсолютно легально купили себе комнаты. Условия кошмарные: корпуса перенаселены, здания медленно приходят в негодность, огромное количество машин с иногородними номерами, регулярно возникают конфликты между студентами и чужаками. У меня возник вопрос: как такое вообще возможно? Общежития необходимо вернуть в собственность КазНУ. Я думаю, только на уровне правительства можно решить эту проблему. Понятно, что быстро ее не решить, но заниматься этим нужно. Мы подсчитали: в этих общежитиях можно разместить около 700 студентов. А в КазНУ, между прочим, только половина желающих студентов обеспечена жильем.
Марат, политолог, Алматы:
- В своем Твиттере вы публиковали информацию о высоком уровне заболеваемости алматинских студентов. Известны причины, с чем это связано?
- Действительно, сейчас на одного студента приходится 1,2 заболевания в год. Это очень высокий показатель. Чаще всего к врачам обращаются с жалобами на головную боль, практически каждый второй мучается мигренями. Чем это может быть вызвано - экологией, неправильным питанием, недоеданием? Интересно, что большинство точек питания в вузах сейчас закреплено за частниками. Как там готовят, из каких продуктов, довольны ли студенты? Эти вопросы тоже, по сути, никто не контролирует.
Отвечая на этот и предыдущие вопросы читателей, я бы отметил важный момент: все-таки студенты, проживающие в общежитиях, находятся под присмотром. Они меньше подвержены тяжелым заболеваниям. Есть данные, что ребята, снимающие квартиры, в полтора-два раза чаще болеют туберкулезом. Возможно, это связано с нехваткой средств на нормальную еду и медицинское обслуживание. И хотя цифры не страшные - всего 32 случая на весь город, это тоже сигнал. И очень хорошо, что в вузах на такие сигналы реагируют. Два года назад худшие показатели по туберкулезу были в КазНТУ. Администрация вуза предприняла ряд мер, чтобы исправить ситуацию. Во-первых, улучшились условия проживания в общежитиях, во-вторых, студенты стали получать надбавки к стипендиям. Поощряют дополнительно тех, кто хорошо учится. К праздникам премии выдают не только преподавателям, но и студентам, хотя суммы и небольшие - в месяц где-то 2-3 тысячи тенге. Но ребята имеют возможность покупать больше продуктов, а значит, лучше питаются и реже болеют. Я считаю, это правильный подход.
Семья Молдабековых, Тараз:
- Впереди пора летних каникул. Есть ли у иногородних студентов возможность остаться в Алматы подзаработать?
- Примерно половина всех приезжих студентов остается на лето в нашем городе. Это означает, что сезонной работы в Алматы достаточно. В то же время хватает и постоянных вакансий, вот только выпускники не могут их занять. Одна из причин связана с неправильным выбором специальности. Все еще модно учиться на экономическом, международном и юридическом факультетах. Плодим армию безработных, а затем забота о таких выпускниках ложится на плечи государства. И нам приходится создавать такие программы, как “Молодежная практика”, опять же из бюджетных средств.
В этом году создано почти 400 мест для тех, кто не может найти постоянную работу самостоятельно. Из бюджета им платят 29 тысяч тенге в месяц. Это хорошо, хотелось бы увеличить число практикантов, но ведь бюджет не резиновый. Нужно зрить в корень проблемы: давать качественное образование и воспитывать конкурентную молодежь, а не рассчитывающую на помощь государства. Несут расходы и вузы, устраивающие своих студентов на временную практику. По статистике, во время обучения 12 процентов будущих бакалавров имеют постоянную работу. В магистратуре эта цифра выше - 35 процентов, в докторантуре - 64 процента. Но этого, на мой взгляд, все равно мало.
Поэтому акимат Алматы вместе с ректорами вузов и крупными работодателями подписывает меморандум о трудоустройстве наших студентов. Этот вопрос на особом контроле у акима города Ахметжана ЕСИМОВА, который помогает решать эту проблему. Теперь четверокурсники смогут на протяжении всего года проходить стажировку по своей специальности. Быть может, работодатель даже будет платить какие-то деньги. К примеру, в банках второго уровня это практикуется. Очень часто именно после удачной стажировки человек остается в компании. Кстати, у меня в управлении сейчас работают два бывших практиканта. Не мог закрыть две позиции, хотя было много кандидатов. Их родители были в шоке: разве можно без связей устроиться в городской акимат?
Студенты КИМЭП, Алматы:
- Правда ли, что в числе претендентов на закрытие есть и наш вуз? А еще говорят, что КИМЭП объединят с другим...
- Нет, вопрос о закрытии КИМЭП не стоит. Насколько я знаю, Министерство образования после проверки этого вуза направило ректору 13 замечаний, которые следует устранить. В том числе по условиям проживания в общежитиях и соответствию спортивной площадки. Меня, если честно, это очень удивило. В Алматы есть вузы, которые вообще не имеют общежитий и спортплощадок, но они почему-то не вызвали нареканий со стороны Минобразования и науки. Есть вузы, которые проверяют десятки раз в течение года. А есть такие, кого “не замечают”. На мой взгляд, подход должен быть одинаковым.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы