Серик СЕЙДУМАНОВ: Реформы для бедных должны оплачивать богатые
Кто сможет выйти на пенсию уже в 50 лет? Почему в Казахстане надо вводить налог на роскошь? Почему депутаты партии “Нур Отан” голосуют за законопроекты единогласно? На эти и многие другие вопросы нашего корреспондента в эксклюзивном интервью ответил бывший замакима Алматы, а ныне - депутат мажилиса Серик СЕЙДУМАНОВ (на снимке).
- Серик Турарович, для алматинцев ваш уход в депутаты после семи лет работы вице-мэром Алматы стал большой неожиданностью...
- Я был в партийном списке партии “Нур Отан” еще в предыдущем, а потом и в нынешнем - пятом созыве мажилиса. Мне была предложена новая работа, и я с благодарностью согласился. Выдвижение на пост депутата - это для любого госслужащего прежде всего знак доверия и, если хотите, повышение.
- Вам довелось работать в Алматы в тяжелые времена - экономический кризис, протесты обманутых дольщиков и ипотечников и в целом рост социальной напряженности. Вы ушли, потому что страсти улеглись?
- К перечисленному вами я бы еще добавил непростую ситуацию в микрорайонах “Шанырак”, “Бакай” и других точках социального напряжения. Теперь же Алматы перестал быть городом социального протеста. И можно подвести кое-какие итоги последних пяти лет.
- Вы так уверенно говорите: “перестал быть городом социального протеста”. Не рановато ли?
- Это результаты серьезных социологических исследований. Судите сами.
Во-первых, раньше Алатауский район был проблемной зоной - сейчас стал центром развития. Во-вторых, проблема с транспортом существует, но решается: в Алматы наконец появилось первое транспортное кольцо - Восточная объездная дорога, запущено метро. В-третьих, город приносит стране огромные доходы - больше четверти всего бюджета страны. Если пять лет назад Алматы собирал 650 млрд. тенге в виде налогов, то сейчас 1,2 трлн. - почти в два раза больше. В-четвертых, в городе настоящий социальный бум: по поручению и при поддержке президента только в сфере образования построено 40 новых объектов! И это не считая школ и детсадов, которые были отремонтированы или прошли сейсмоусиление! В-пятых, в Алматы прошла Азиада, а потом город победил в конкурсе на проведение Универсиады. Это говорит о том, что в мегаполисе создана спортивная инфраструктура мирового класса.
Таким образом, экономический кризис мог привести к хаосу в городе, но при компетентном руководстве Ахметжана ЕСИМОВА мы вышли на путь развития.
Изменились и общественные настроения. Помните, во время кризиса были агрессивно настроенные группы приезжих, которые постоянно что-то стремились урвать для себя? Они не входили в ритм города, не поддерживали общую культуру, а все время что-то требовали - землю, квартиру и т. д. Так вот, этой агрессивности малокультурной части мигрантов алматинцы смогли противопоставить свою культуру и свое видение развития города. И мы удержали ситуацию. А могли сдаться напору агрессивной толпы и получить в итоге засилье маргиналов.
Раньше в городе было чуть ли не модно публично протестовать - и публика была, которая этим интересовалась, и СМИ, которые эти выступления тиражировали. Но со временем алматинцы стали критично относиться к таким вещам. И за пять лет уровень политизации горожан снизился в три раза.
- А как он измеряется, этот уровень?
- В ходе соцопросов у граждан спрашивают: готовы ли они поддержать те или иные акции протеста?
- Но недовольные могут появиться снова, причем по всей стране. Ведь власть подкидывает обществу новые вызовы: это и сокращение выплат беременным женщинам, и увеличение пенсионного возраста, и многое другое. Потому вопрос к вам как к депутату: почему вы и ваши коллеги поддерживаете непопулярные, или, как говорят в определенных кругах, антинародные, инициативы правительства?
- Конечно, увеличение пенсионного возраста - это изменение жизненных планов большого числа семей страны. Сердцем и я, и многие мои коллеги на стороне граждан. Но тут должен включаться разум: если ничего не изменить, пенсионная система придет к краху - в ней просто не останется денег. Даже если мы подключим средства Нацфонда, они быстро будут истрачены, и тогда коллапс неизбежен.
Мы много раз встречались с членами правительства, обсуждая этот законопроект, задавали сотни (если не тысячи вопросов). Особо обсуждается вопрос, какие меры надо предпринять, чтобы защитить наших граждан в случае увеличения пенсионного возраста. И правительство, и мы согласились на ряд защитных мер.
Во-первых, женщины могут выйти на пенсию в 50 лет, если накопят на пенсионном счете определенную сумму - сегодня это 3,1 млн. тенге. Причем доложить деньги на счет женщине могут ее муж, дети или любой спонсор. В этом случае она уже может рассчитывать на минимальную пенсию от государства. Во-вторых, многодетные матери могут выйти на пенсию в 53 года. А если у женщины пять и более детей, то государство автоматически прибавляет ей к стажу 12 лет. В-третьих, остается норма для тех, кто проживал возле Семипалатинского полигона - эти граждане смогут выйти на пенсию, как и раньше, в 45 лет. В-четвертых, досрочно смогут выйти на пенсию работники вредного производства из так называемых списков № 1 и 2. Их будет поддерживать работодатель, который станет отчислять в пенсионный фонд дополнительные 5 процентов от зарплаты.
- Для того чтобы все женщины работали дольше на 5 лет, в стране нужно создавать дополнительные рабочие места.
- Перед правительством уже поставлена задача решить этот вопрос. А вообще я считаю, что тяготы увеличения пенсионного возраста должны переносить не только женщины, но и все общество, и богатые наши сограждане - в первую очередь. Убежден: в стране нужно ввести налог на роскошь. Будет такой налог - будет больше маневра для социальной защиты населения, в том числе - пенсионеров.
- В народе говорят: депутаты-женщины обеими руками за увеличение пенсионного возраста, потому что у них зарплата - 600 тыс. тенге. За такие деньги народные избранницы, мол, даже рады отработать лишнюю пятилетку...
- На самом деле не 600, а 508 тысяч. А на руки мы получаем 413 тыс. тенге… Согласен, в обществе есть категория женщин, которым выгодно работать как можно дольше. Но мы же не о них говорим, нас беспокоит основная масса населения, самозанятые, жители села - т. е. наиболее экономически и социально уязвимые, которых надо защитить.
Но, не увеличив пенсионный возраст, мы не сможем защитить их: у страны не будет средств, чтобы выплачивать им пенсию.
- Выходит, авторы пенсионной реформы в середине 90-х годов неправильно ее просчитали?
- Для того времени - правильно. Но во всем мире в пенсионные системы раз в 10-20 лет вносятся коррективы. И сейчас стали очевидны недостатки нашей: тогда рассчитывали, что на счетах граждан будет больше пенсионных отчислений, что частные накопительные фонды будут более доходными. А фактически оказалось, что некоторые из них не только не приносят покрывающего инфляцию дохода, но даже убыточны. Сами функционеры фондов живут хорошо, а население, доверившее им деньги, страдает. И никакого влияния вкладчик на них оказать не может. Потому правительство и создает единый фонд. Теперь государство будет отвечать за деньги будущих пенсионеров.
- Серик Турарович, признайтесь честно: вам не скучно в Астане?
- Нет, здесь не до скуки. Конечно, здесь совсем другая стилистика работы. Я раньше работал в парламенте, и мне есть с чем сравнивать: то, что было 10-12 лет назад, и что сейчас - две большие разницы. Сейчас по каждому законопроекту проходит от 15 до 40 заседаний рабочих групп! Каждое предложение - а все они, как правило, дельные - обсуждается с экспертами.
- Да? А вот со стороны складывается другое впечатление: в парламенте, где доминирует партия власти, любой законопроект, еще до того как попасть на обсуждение, уже одобрен, а все остальное - не более чем формальность.
- Не скажу, что у партии власти есть серьезный противовес. Но! Хотя “Нур Отан” доминирует, никакие решения не принимаются автоматически. Другое дело, что зачастую депутаты приходят к консенсусу.
Часто возможны ситуации, когда позиции коммунистов, акжоловцев и нуротановцев абсолютно не совпадают.
И нередки случаи, когда законы в итоге выходят из парламента совершенно другими, нежели первоначальные законопроекты. Например, сейчас обсуждается проект закона о дорожной безопасности - по нему уже подано две тысячи предложений!
- Вы наверняка уже принимали участие в голосовании на заседании мажилиса. Были случаи, когда решения внутри фракции “Нур Отан” принимались не единогласно?
- За те четыре раза, что я участвовал в голосовании, еще не было такого случая. Но все споры по законопроектам происходят на заседаниях рабочих групп, куда журналистам обычно неинтересно ходить. А ведь именно там законопроекты проходят такую “шлифовку”, что на голосовании все вопросы уже отпадают. Поэтому у казахстанцев может сложиться впечатление, что все законы принимаются легко и просто. Но, уверяю вас, это далеко не так.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы