24410

Лекарство от звёздных болезней

Удалось ли Казахстану и России достигнуть окончательного согласия в сфере космических отношений?

13 февраля в Астане на расширенном заседании коллегии Национального космического агентства (“Казкосмос”) глава ведомства Талгат МУСАБАЕВ обозначил несколько ключевых моментов в развитии казахстанской космической программы. В первую очередь они касаются дальнейшего использования космодрома Байконур, реализации проекта ракетно-космического комплекса (РКК) “Байтерек”, подготовки собственных квалифицированных кадров. Но самое главное - казахстанская Акорда и российский Кремль, судя по всему, договорились о совместном и взаимовыгодном использовании Байконура в обозримой перспективе, причем в большинстве своем - на условиях казахстанской стороны.

Мир, труд, май

Выступая на коллегии, вице-премьер Казахстана Кайрат КЕЛИМБЕТОВ распорядился до мая этого года провести исчерпывающие мероприятия по переводу проекта РКК “Байтерек” с российского ракетоносителя “Ангара” на украинский “Зенит”. Таким образом, казахстанская сторона серь­езно форсирует разрешение, казалось бы, тупиковой ситуации с этим краеугольным для развития отечественной космической отрасли проектом. Стоит отметить, что работа предстоит внушительная: скорректировать межгосударственное соглашение от 22 декабря 2004 года, абгрейдить техническую оценку проекта и нормативные документы, которые были разработаны для совершенно другой ракеты. Поэтому многие скептически оценивают реальность обозначенных вице-премьером сроков.
Кроме того, как было объявлено на коллегии, Казахстан и Россия решили серьезно скорректировать принципы использования Байконура: стороны будут отходить от механизма аренды космодрома. Речь идет о том, что некоторые объекты космической гавани будет, как и прежде, эксплуатировать РФ, но впервые появится группа объектов, ответственность за которые возьмет на себя Казахстан, а некоторые объекты будут выведены из эксплуатации.

Вот что думает о предстоящих новациях казахстанский эксперт в сфере космических технологий Нурлан АСЕЛКАН (на правом снимке):
- Наши страны выходят на совершенно новый уровень взаимоотношений. Российская сторона не будет временным пользователем объектов космодрома, а прописывается там надолго, защитив свои интересы как собственник. В частности, достаточно серьезные усилия были сделаны российской стороной по модернизации левого фланга космодрома, на комплексе “Протон”, в центре, на 2-й и 31-й площадках. Полностью реконструирован ряд монтажно-испытательных комплексов, доведены до мирового стандарта показатели чистоты, технологичности и так далее. И так на многих объектах. Поэтому в любом случае висел бы вопрос юридического учета всех изменений - кто бы ни был владельцем космодрома. Если ничего не предпринимать, Байконур в перспективе самортизируется до нуля. Но теперь эта проблема может быть решена достаточно органично.

“Зенит” - чемпион!

По мнению Нурлана Аселкана, у Казахстана есть возможность в ближайшем будущем участвовать в качестве инвестора в проектах, касающихся носителей “Зенит”.
- В последнее время испытывает проблемы комплекс “Морской старт”, который осуществляет пуски носителя “Зенит” с экваториальных широт Тихого океана, - говорит эксперт. - Сейчас эта площадка принадлежит российской ракетно-космической корпорации “Энергия”, но обсуждается продажа “Морского старта” новому инвестору. Выскажу личное мнение: если мы серьезно беремся за “Зенит”, то определенный смысл в приобретении этого комплекса есть, но только в парт­нерстве с заинтересованной компанией. При таком раскладе “Морской старт” позволил бы обеспечить большую серийность, а следовательно, удешевление производства носителя, большую гибкость для клиентов пусковых услуг, а также позволил бы, по сути, монополизировать все пуски “Зенита” - самой современной ракеты, имеющейся в распоряжении постсоветских стран. Замечу, что “Зенит”, запускаемый с Байконура, доставляет на геостационарную орбиту около полутора тонн полезного груза, а с моря он выводит более пяти тонн!
Эксперт считает: в свете перехода “Байтерека” на “Зенит” мы сталкиваемся с проблемой востребованности производителя этой ракеты - днепропетровского завода “Южмаш”: он в последнее время с трудом выпускал 5-6 ракет в год. То есть завод следует оптимизировать. На нем, по мнению г-на Аселкана, висит избыточная масса, в том числе социальная инфраструктура, что, безусловно, сказывается на конечной стоимости его продукции. По некоторым оценкам, убытки “Южмаша” достигают 10 миллионов долларов в месяц!
Говоря о коллективе специалистов, которые способны и могут работать на казахстанском космодроме, эксперт заметил:
- Существует множество скептических оценок и даже неприятия участия казахстанцев в космических проектах, в том числе на Байконуре. Многие привыкли видеть наших земляков лишь как некую толпу “аборигенного населения”, привыкшего выпрашивать социальные подачки. Нам необходимо развеять этот миф. Надо готовить свои кадры. При всем этом, естественно, мы не вправе отказываться от услуг профессионалов из России, Украины, дальнего зарубежья. Без них, замкнувшись, мы не справимся. То есть нужны интернациональные кадры.

И Москву не обижать, и себя не забывать

Эксперт подчеркивает: то, что Россия дала добро и не препятствует казахстанским космическим планам на Байконуре, - уже большой успех.
- В РФ существует традиционный скепсис относительно казахстанских инициатив. В чем-то российские специалисты, наверное, правы, - говорит он. - Но сейчас россияне убедились, что намерения у нас серь­езные, а желание активно участвовать в деятельности космодрома непоколебимое. Перед Россией сейчас стоят две задачи: обеспечить бесперебойную пусковую программу на Байконуре без осложнений на ближайшее десятилетие и одновременно создать наиболее благоприятные условия для строительства у себя космодрома “Восточный”. Усилия и желания Казахстана совпадают сегодня с этим вектором российских интересов. Что же касается наших интересов, то мы должны, избегая конфронтации с Москвой, не забывать работать с третьими космическими странами - Украиной, европейскими государствами, Индией, Южной Кореей...
Конечно, проблемные вопросы в сфере космических технологий между Казахстаном и Россией все-таки остаются. Например, мы по­шли на уступки, фактически отказавшись от квотирования запусков с Байконура токсичных “Протонов”. Нурлан Аселкан полагает: решать эту серь­езную проблему “силовыми методами” бесперспективно.
- Если мы совместно с Россией и другими партнерами будем реаль­но продвигаться по пути создания на Байконуре нового носителя - без недостатков “Протона”, то мы готовы учесть интересы РФ при реализации пусковой программы, тем более что часть из них - это федеральные оборонные программы России, имеющие значение для деятельности ОДКБ, стран Таможенного союза, а значит, и для нас. Казахстану, в свою очередь, нужно, работая с внешними партнерами, создать режим наибольшего благоприятствования для реализации собственной космической программы, - считает он.
Короче, отступать некуда - позади Москва...

Игорь ХЕН, Алматы

Комментарий в тему

Дмитрий ПАЙСОН, историк космоса, директор по развитию космического кластера “Фонд Сколково”:
На сегодня хватит дуэлей!
- У России таких космических возможностей, как на казахстанском Байконуре, больше нет. Но если РФ оттуда уйдет, то Казахстан тоже ничего самостоятельно сделать не сможет. Я думаю, все противоречия - это не более чем вопрос переговорной политики. Строительство космодрома “Восточный” для Москвы - больше вопрос геополитический. Понятно, что статус-кво относительно собственности Байконура, обозначенный при развале СССР, будет сохранен. России нужен самостоятельный доступ в космос! Есть, правда, еще Плесецк, но он страшно неудобный. “Восточный” как гарантия самостоятельного доступа в космос - перспектива неблизкая. И не факт, что там удастся сделать то, что сегодня возможно на Байконуре. То есть в среднесрочной перспективе альтернативы Байконуру пока нет.
Что касается проекта “Байтерек”, возникает вопрос: что значит заменить одну ракету на другую? “Зенит” и “Ангара” отличаются принципиально - это разные конструкторские бюро, разные проектные традиции, ракеты отличаются по дизайну и массовому классу, они не проходили унификации. Здесь опять же вопрос гео­политики! Кроме того, хотел бы заметить, что огромная часть деталей “Зенита”, включая двигатели первой ступени, российские. Потому проект будет в любом случае завязан на России самым критическим образом.
По поводу возможного инвестирования в “Южмаш” и даже его частичного выкупа для повышения его производительности: здесь сталкиваются интересы трех стран - Украины, России и Казахстана. Если говорить о каком-то международном консорциуме, то это, мне кажется, маниловщина. “Зенит” пока летает только с “Морского старта”, который в настоящее время испытывает серьезные проблемы. Говорят даже, что речь идет о банкротстве. А если “Морского старта” не будет, то зачем столько ракет?
Я убежден: проект “Байтерека” на базе “Зенита” может состояться только в том случае, если стороны перестанут “фехтовать” не очень обдуманными умозаключениями и угрозами.

Поделиться
Класснуть