38447

Игорь МАЖИНОВ: Источник вдохновения - семья

Газета “Время” уже писала о том, что алматинский футзальный клуб “Кайрат” вышел в “финал четырех” Кубка УЕФА, который состоится в апреле 2013 года (см. “Почему “Кайрат” всем соперникам рад”, “Время” от 18.10.2012 г.). Наш сегодняшний разговор о футболе и просто о жизни с главой попечительского совета мини-футбольного клуба “Кайрат” Игорем МАЖИНОВЫМ.

- Игорь Шарипканович, прежде всего хотел бы воспользоваться представившейся возможностью и поздравить вас с выходом “Кайрата” в “финал четырех” Кубка УЕФА.
- Спасибо, и мы надеемся, что в этом сезоне “Кайрат” сможет побороться за золото, так как две бронзы “финала четырех” уже есть в нашем активе.
Кроме этого на днях глава департамента футзала Федерации футбола Казахстана Лев Ким доверил менеджменту МФК “Кайрат” работу со сборной страны. Мы прекрасно осознаем, что теперь речь идет не просто об успехе пусть хорошей, но частной команды по футзалу. С сегодняшнего дня на нас лежит гораздо более тяжелый груз ответственности за то, как будет представлена наша страна в этом виде спорта на международной арене. К счастью, в Казах-стане много талантливых людей, искренне любящих футбол и футзал в частности. Уверен, что сборную республики ждут успехи на этом поприще.

- Действительно, в Казахстане много талантливой молодежи, но не всегда из нее вырастают сильные спортсмены. Даже успех МФК “Кайрат” во многом базируется на легионерах - бразильцах Игита, Лео, Жива…
- Да, в Казахстане играет много легионеров, и никто с этим спорить не собирается - хотя традиции футбола в нашей стране имеют давние корни, но особых успехов никогда не было. Что касается МФК “Кайрат”, то мы делаем ставку прежде всего на наших отечественных футболистов. В составе клуба действует детская академия, которой руководит бывший игрок “Кайрата” и национальной сборной Андрей Рудковский. Цель - вырастить футболистов мирового уровня. Задачи, которые стоят перед нашими “бразильцами”, в этом контексте вполне конкретны - обеспечить международный уровень игры, быть примером и моделью для молодежи. С точки зрения материально-технического оснащения сделано все для того, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки и постоянный рост мастерства как профессиональных игроков, так и ребят, играющих за нашу детскую команду.

- Насколько мне известно, вы не просто являетесь одним из меценатов, финансирующих МФК “Кайрат”, но и активно участвуете в процессе администрирования команды. Немного странно для сверхзанятого человека из мира бизнеса.
- В юности я профессионально занимался биатлоном. А футбол стал мне более близок после переезда в Казахстан в 90-е годы. Мы с другом создали в Алматы футбольную команду “Мегаспорт” и за два года последовательно выиграли чемпионаты второй и первой лиги. Выход в высшую лигу требовал финансирования совершенно нового уровня, и мы нашли спонсора в лице компании “Казахстан темир жолы”. Команда сменила название на “Локомотив” и показывала неплохую игру. А когда потребовались дополнительные денежные вливания, команду начал спонсировать столичный акимат, название же сменили на “Астана”. Так что футбол для меня не просто любимый вид спорта, но и точка приложения сил - так сложилось в моей жизни.

- А как произошел переход к футзалу?
- Знакомство с президентом клуба “Кайрат” Кайратом Орызбековым имело решающее значение - он приобщил меня к игре в футзал. А так как я люблю не только заниматься спортом, но и развивать его, то легко согласился на предложение возглавить попечительский совет клуба “Кайрат”.

- В свою очередь, участие в автомобильном бизнесе - это дань любви к автоспорту?
- С детства люблю машины, и это хобби привело меня к тому, что я принимал участие в создании автомобильного спорта Казах-стана. В 1996 году мы с нынешним главой Федерации автомобильного спорта Казахстана Маратом Абыкаевым организовывали первые ралли-рейды, я участвовал в чемпионатах Казахстана, выигрывал гонки в качестве пилота, ездил на гонки в Россию. Кстати, в 2008 году планировал принять участие в знаменитом ралли “Дакар” в классе внедорожников, но в тот год гонку после первого этапа отменили из-за того, что организаторы не могли гарантировать безопасность участников в Африке. Из автоспорта я в итоге ушел по настоянию жены. Она меня “сняла с руля” из тех же соображений безопасности, аргументируя тем, что отец троих детей не может рисковать жизнью просто так. Поэтому сейчас моя любовь к автомобилям нашла свое воплощение в развитии официального дилерского бизнеса по таким маркам, как Lexus, Jaguar, Land Rover и Ford. Мне нравятся эти автомобили, и я рад, что в том числе и моими стараниями в Казахстане развивается не только их цивилизованная торговля, но и официальное сервисное обслуживание. Кстати, продажа автомобилей натолкнула на идею производства комплектующих для автопроизводителей, и в Словении при моем участии был построен завод по выпуску автомобильных фар для Mercedes Benz, Audi, Mitsubishi и некоторых других машин.

- Ранее вы упомянули о переезде в Казахстан - можно немного семейной истории?
- Родился я в Германии, в семье военного, а первое высшее образование получил в Курганском высшем военно-политическом авиационном училище. Это был экспериментальный выпуск, из нас готовили социальных педагогов-психологов, которые должны были заниматься отбором кадров для профессио­нальной армии. Однако наш выпуск был первым и последним в своем роде, потому что Советский Союз распался - нам выдали дипломы и пожелали удачи в поисках работы. Поехал к отцу в Казахстан - он как раз перевелся в Министерство обороны нового независимого государства и занимался созданием системы военной разведки. Около года прослужил командиром роты обеспечения полетов вертолетного полка. Тогда же довелось поруководить взводом прожектористов на одном из первых фестивалей “Азия дауысы”. В то время не было такой пиротехнической и световой техники, которая есть сегодня, и мы обеспечивали подсветку “Медеу” при помощи прожекторов. Однако достаточно быстро понял, что при всей моей любви к армии  это не мое, и ушел на гражданку.

- Ради какого дела вы покинули армию?
- По большому счету, я уходил в никуда. У меня была машина, и я начал таксовать. Причем из-за плохого знания Алматы я работал по принципу “покажешь дорогу - поехали”.

- Прямо скажем - “низкий старт”…
- Это были лихие девяностые. Денег не было, товаров не было, во всем тотальный дефицит, но это было время больших возможностей. Наверное, не в последнюю очередь благодаря моему образованию я быстро нахожу общий язык с любым человеком. И так вышло, что первые коммерческие предложения я получил от своих пассажиров - “челноков”, возивших товары из-за рубежа. Сначала это была реализация кожаных курток и обуви, потом - посуда, а затем удалось выйти на оптовую торговлю сахаром. Через некоторое время появилась возможность заняться торговлей нефтепродуктами, в частности, мы создали сеть АЗС, которая называлась Vertex и которая позже стала частью сети “Гелиос”.

- Брат вашей жены - известный в Казахстане бизнесмен Владимир Ким. Как это сказалось на вас и вашем бизнесе?
- Так получилось, что огромное влияние на мою жизнь оказали два человека  - Владимир Васильевич Ни, ставший мне вторым отцом, и Владимир Сергеевич Ким, с которым я всегда могу посоветоваться как со старшим братом. Но в вопросах бизнеса каждый из нас всегда шел своим путем. После свадьбы он сразу сказал мне, что в семье мы родственники, но в бизнесе “ты - это ты, я - это я”. Более того, эти родственные отношения накладывают и дополнительную ответственность, и дополнительный стимул быть во всем лучшим, прозрачным. Семья для меня - это святое, источник силы и вдохновения. А трое детей - лучшая мотивация для того, чтобы не стоять на месте и постоянно двигаться вперед.

- Ваша семья - яркий пример казахстанского интернационализма.
- Это правда. Мой папа - казах, мама - белоруска с примесью польской крови, жена - кореянка, так что дети наши - казахстанцы. При этом наша семья не только многонацио-нальная, но и многоконфессиональная. Я, например, православный христианин, жена - атеистка, сын выбрал ислам, а дочки еще маленькие, чтобы сделать осознанный выбор, и мы никак не будем оказывать давление на них. Другими словами, наша семья - это модель Казахстана в миниатюре с его интернациональностью и многоконфессиональностью, и мы невероятно счастливы жить в такой стране.

- Недавно новостные агентства сообщили о вашем избрании в совет директоров АО “Bank RBK”. Это новое для вас направление бизнеса?
- Каждый раз как новое! (Смеется.) В первой половине двухтысячных годов я принимал участие в работе АО “Альянс Банк” в качестве председателя совета директоров, владел в нем миноритарным пакетом акций. Это был период превращения скромного провинциального банка в достаточно мощного игрока финансового рынка. По разным причинам я вышел из этого проекта еще до IPO 2007 года. Лично для меня время работы в “Альянсе” стало колоссальной школой и источником бесценного опыта.

- Что побудило вас вновь стать банкиром?
- Должен признаться, раздумья над предложением об участии в проекте развития АО “Bank RBK” заняли около года. С учетом общей ситуации на рынке и помня о финансовом кризисе последних лет, я долго взвешивал все “за” и “против”. После досконального изучения документов, анализа перспектив рынка в целом и данного бизнес-проекта в частности я принял решение об инвестициях. В настоящее время идет процедура оформления документов на получение мною статуса крупного участника банка. На мой взгляд, АО “Bank RBK” является очень интересным проектом, и не просто банковским. Будучи бизнесменом, я очень четко вижу, что ниша персонального сервиса в нашей стране практически свободна. Тем более если речь идет о банке, в котором предприниматель получает индивидуальное обслуживание по высшему разряду. Мне импонирует модель позиционирования банка, заявляющего, что его услуги - не магазин готового платья, а своего рода ателье, осуществляющее пошив на заказ. Также не могу не отметить, что большую роль при принятии решения об инвестициях в АО “Bank RBK” лично для меня сыграл тот факт, что развитие этого проекта происходит при участии Жомарта Ертаева в качестве главного консультанта совета директоров банка. Мы знакомы давно, и этот человек импонирует мне как своим профессионализмом, так и каким-то таинственным умением превращать свинец в золото - успех неизменно сопутствует ему во всех начинаниях.

- Остается только пожелать успеха банку!
- Спасибо, для меня это действительно значимо, так как RBK - это даже не совсем бизнес-проект в традиционном смыс­ле. Все совладельцы банка рассматривают его в качестве приоритетного и планируют, что он станет своего рода “семейным” банком, то есть свяжет разные поколения акционеров, которые будут передавать свои пакеты акций по наследству. Отсюда повышенные требования со стороны акционеров к репутации, устойчивости и стабильности работы АО “Bank RBK”. Мы за открытую игру, это наш банковский fair play. На днях было возобновлено действие лицензии на работу с физическими лицами, и уверен, что это даст новый импульс развитию нашего банка.

Иван КРЮКОВ

Поделиться
Класснуть

Свежее