41621

Сто дней от указа

Останется ли новое правительство Ахметова старым правительством Масимова?

По неписаной  политической традиции стодневный срок для каждого нового правительства считается неким Рубиконом. Какими были эти сто дней и что нам ждать от правительства Серика АХМЕТОВА (на снимке) в дальнейшем? Редакция газеты “Время” задала известным в стране экспертам три вопроса.
1. Как бы вы оценили первую “стометровку” правительства Серика Ахметова? Что изменилось в кабмине со сменой премьера?
2. Несмотря на то что несколько городов и областей оказались явно не готовы к наступлению зимы, ни одного из акимов новый премьер-министр еще не наказал и даже публично не отчитал. Не свидетельствует ли это о том, что механизм ответственности акимов (которые не стесняются перекладывать вину за собственные проколы на кабинет министров, национальные компании и так далее) дает серьезные сбои?
3. Можно ли сказать, что команда Серика Ахметова уже сформирована, и каков в настоящее время баланс сил в правительстве?

Гульмира ИЛЕУОВА, ЦСПИ “Стратегия”:

1. По сравнению со своим предшественником Каримом МАСИМОВЫМ, премьер Ахметов за прошедший период совершил достаточно много поездок по стране. Не знаю, насколько были “заготовлены” эти встречи местным руководством, и, соответственно, насколько такие поездки позволяют оценивать ситуацию объективно, но понятно, что Ахметов хотел увидеть положение дел в областях своими глазами. Хотя на период своего назначения он уже работал в правительстве и по идее должен был знать ситуацию. Его предшественник премьер в начале своего премьерства предпочел поездкам в регионы посещения коллегий министерств. Достаточно часто в адрес правительства Ахметова высказывались мнения, что оно будет технократическим, более деловым и т.п. Однако при этом состав правительства практически не изменился. Смогут ли ново-старые министры изменить управленческие подходы, стать более эффективными - вопрос открытый. Хотя времени прошло недостаточно, чтобы делать глобальные выводы о деятельности правительства Ахметова. Я думаю, что новый премьер пока еще находится в стадии формирования своей управленческой модели.

2. Акимов назначает президент, так что зачем им “стесняться” кого-то другого? По данным наших экспертных исследований, региональные диспропорции в развитии - одна из самых важных угроз стабильности страны. И, конечно, роль акимов здесь нельзя преуменьшать. Возьмем для примера два города - Жанаозен и Семей. В первый будут закачаны более 40 млрд. тенге на модернизацию производства и почти столько же бюджетных средств на социально-экономическое развитие города. При этом все говорят об истощении нефтяных месторождений, о необходимости снижения численности жителей и даже о закрытии города. Второй тихо угасает, не будучи областным центром и не имеющим градообразующего предприятия. У меня 10 лет назад было впечатление, что Семей сможет “выскочить” за счет развития малого и среднего предпринимательства. Побывала там недавно, это впечатление пропало: из города как будто ушла вся энергия, в самом широком смысле этого слова. Бизнес не развивается, все ориентированы на бюджет. Ежегодные аварии зимой - это уже не случайность, а диагноз реальному состоянию всей социальной инфраструктуры города. Город более чем с 300 000 населения малым не является. Как жаловались мне жители города, даже в программе ФИИР их обошли стороной. А теперь сопоставьте то значение, которое имеет город Семипалатинск в историческом, культурном, политическом отношении для страны, и г. Жанаозен. И это ведь не единичные примеры. Где баланс, где комплексное видение развития Казахстана? Если где-то молчат и терпят из последних сил, то можно игнорировать их интересы - вот и весь “государственный” подход, с этим надо что-то делать!

3. “Команда” премьера Ахметова практически досталась ему в наследство от Масимова. Ахметов с ней уже работал в качестве вице-премьера. Так что на данный момент не вижу особых поводов для каких-то резких изменений. А вот весной, вероятно, мы станем свидетелями первых “оргвыводов” нового премьера по поводу отдельных старых персоналий.

Досым САТПАЕВ, кандидат политических наук:

1. Традиция подводить итоги работы правительства после первых 100 дней больше характерна для парламентских республик, где премьер-министр представляет победившую партию, которая самостоятельно или в коалиции с другими партиями формирует кабинет министров. Данная традиция связана с тем, что к этому периоду уже можно замерять рейтинги популярности победителей, которые нередко падают в связи с тем, что многие обещания, данные во время выборов, обычно не выполняются.
Что касается Казахстана, то наше правительство уже в течение многих лет является простым техническим органом, главная задача которого заключается в реализации основных положений президентских посланий или государственных программ развития, которые в любом случае согласовываются с главой государства. То есть премьер-министры давно играют роль тактических экономических менеджеров, от которых просто ждут эффективной реализации уже одобренных стратегических программ. В свое время Карим Масимов делал ставку на выполнение антикризисной программы, а также на реализацию программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана (ПФИИР). Сейчас Серик Ахметов должен осуществлять основные установки, заложенные в программе “2050”. По сути, это те же инновационные “яйца”, только в профиль. При этом все чаще звучат слова о преемственности в осуществлении экономической политики. Хотя, будем объективны: именно конъюнктура цен на сырьевых рынках, а не казахстанское правительство является главным регулятором экономических процессов внутри страны. У нас даже бюджет страны разрабатывается исходя из цены на нефть. Например, в 2013 году ожидают $90 долларов за баррель, а в последующие два года - на уровне $88,5. Учитывая то, что падение или рост сырьевых цен зависит от многих, в том числе непредсказуемых, экономических и политических факторов в мире, самостоятельность нашего правительства при принятии долгосрочных решений очень ограничена. То есть стратегической инициативы у кабмина нет. В основном идет реакция на внешнее давление, как показала наша антикризисная программа. Кстати, в этом плане одним из серьезных экзаменов для премьер-министра и правительства будет возможное вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, что прямо или косвенно отразится на экономической ситуации в стране. Тем более что ожидаемые плюсы для Казахстана от вступления в ВТО пока носят перспективно-гипотетический характер. А вот минусы, напротив, вполне реальны. Не меньше вопросов и по поводу текущих позиций республики в рамках Таможенного союза, где уже возникло немало проблем.

2. Стоит напомнить, что на недавнем расширенном совещании с акимами городов и областей по вопросам развития регионов президент призвал областных бастыков “зарубить себе на носу или еще где-нибудь”, что они служат народу. Помнится, последняя такая встреча - в мае ушедшего года - с акимами южных областей закончилась угрожающей фразой главы государства: “За каждый тенге голову отрывать буду!”. По этому поводу появилась шутка: “Выходит, “головы” все-таки сохранились, раз “носы” остались”...
Уже не раз ловил себя на мысли: Казах­стан - формально унитарное государство - все больше напоминает федерацию, где каждый регион представляет собой государство в государстве со своей местной элитой и неписаными законами. Фактически то же самое было озвучено и на упомянутом совещании с акимами, где глава государства заявил: некоторые акимы районов и городов сидят по десять лет на одном месте и, не имея зримых результатов, превратились в “удельных князьков”. Проблема заключается в том, что, кроме провала многих государственных экономических программ на местах, существуют более серьезные риски, которые напрямую связаны с ростом социальной напряженности. Хотя еще в 2010 году вроде была принята новая шкала оценки эффективности деятельности государственных органов по шести критериям, где одно из первых мест занимало качество рассмотрения обращений граждан. Прошло несколько лет, и об этой новации все дружно забыли (что неудивительно, так как за основу оценки было взято четыре принципа: объективность, достоверность, прозрачность и гласность). В результате разные уровни бюрократического аппарата перестают работать синхронно, так как разрыв между центральными и местными органами власти приводит к тому, что управленческий сигнал из центра слишком медленно доходит до низовых звеньев. В свою очередь, в обратном направлении идет информация, которая не всегда адекватно отражает существующее положение вещей, в том числе с точки зрения назревающих конфликтов. То есть возникает банальное нарушение функционирования “петли обратной связи”. Как показывает практика, для более эффективной реализации тех или иных государственных программ развития регионов необходим двойной контроль. Сверху - со стороны центральных органов власти - и снизу, со стороны общественности. Один из эффективных механизмов контроля снизу - местное самоуправление, которое взяло бы на себя часть функций по реализации региональных программ, в том числе с точки зрения контроля над финансовой дисциплиной. Кстати, что на официальном уровне уже принято решение начать процесс децентрализации через введение выборности аульных акимов через маслихаты уже в нынешнем году. Правда, маслихаты тесно связаны с местными исполнительными органами власти - акиматами.

3. Выражение “команда премьер-министра” для Казахстана не подходит хотя бы потому, что он самостоятельно эту команду не формирует. Это в США победивший президент приводит свою команду в Белый дом, в Великобритании премьер-министр формирует правительство из своей внутрипартийной команды. У нас последнее слово в кадровых вопросах всегда остается за Акордой, которая в первую очередь руководствуется сохранением внутриэлитного баланса сил внутри правительства.

Айдос САРЫМ, политолог:

1. Серик Ахметов - очень опытный менеджер с серьезным послужным списком. Другое дело, что ему приходится действовать в очень “узком коридоре”, обусловленном как “наследством” прежнего кабинета, так и весьма специфическим интерфейсом и опциями политической системы Казахстана. У Ахметова не было возможности формировать свою команду, собственную, оригинальную повестку дня. Ему сегодня приходится идти по пути, проложенному прежним кабинетом Карима Масимова. Чтобы усидеть, ему предстоит стать именно премьером-политиком, лидером правительственной команды, которая сформирует необходимый фон и контекст большой избирательной кампании 2016-2017 годов. А это означает необходимость вырабатывать собственный стиль, выстраивать новые отношения с администрацией президента, которой руководит его предшественник, набрать собственный аппаратный вес среди чиновничьего корпуса, выработать свою повестку дня. В этом смысле принятие новой стратегии “Казахстан-2050” - это уникальный шанс для Ахметова. Если в ближайший год он не сумеет стать эффективным оператором этой программы, то, скорее всего, останется в истории как “чисто технический” премьер. С учетом сказанного я бы назвал первые сто дней нового правительства своего рода притиркой.

2. Серик Ахметов представляется человеком, который не любит рубить сплеча и работать на публику. Это не значит, что у него нет хватки. Все дело, как мне кажется, в том, что он еще не до конца осознал свои возможности, полномочия, попросту говоря, не вошел во вкус. Опять же премьер - это должность априори политическая, которая требует определенной публичности, даже популизма. Ахметову же приходится принимать в расчет слишком много факторов, опасаться обвинений в популизме, попытках заработать собственный политический капитал. Последнее в условиях Казахстана - очень опасное, чреватое немедленными последствиями обвинение, хотя и весьма абсурдное. Как может чиновник показывать свою работу, если он не работает со СМИ, не пиарится? Что касается акимовского корпуса, то это вообще отдельная тема. Это самое слабое звено реформ, которые предусмотрены новыми стратегическими инициативами. По сути, сегодня акимы - это “вещь в себе”. В их работе очень много специфически субъективного, и их карьера зависит не столько от общественного мнения, от объективных критериев оценки их деятельности, сколько от их собственного аппаратного веса и настроений двух-трех десятков людей, вовлеченных в принятие наиболее важных государственных решений. Поэтому Серику Ахметову нужно побыстрее определяться приоритетами своей региональной политики, иначе “удельные князьки” почувствуют его слабость и не замедлят сыграть на ней.

3. Я бы не стал пока еще говорить о “команде Серика Ахметова”. Нынешний кабинет - это конгломерат, который состоит из представителей самых разных сил и групп влияния. К тому же этот конгломерат достался Ахметову в наследство. За эти 100 дней ситуация в высшей и первой лиге власти несколько изменилась. Изменился и баланс сил, произошла некоторая перегруппировка сил, что, по всей вероятности, повлечет за собой некие изменения на уровне конкретных министерств и ведомств, ряда акиматов. К тому же, насколько известно, в ближайшее время будет пересмотрена структура правительства. Полагаю, что в рамках этих процессов Ахметову удастся несколько изменить баланс сил в правительстве. Пока что многие ключи, которые раскрывают многие двери в работе правительства, при работе с акиматами находятся вовсе не у Серика Ахметова. Скажем так, что прежний хозяин ключей попросту их унес с собой. Ахметову предстоит их вернуть или изготовить новые.

Талгат ИСМАГАМБЕТОВ, политолог:

1. Перед правительством Ахметова изначально не ставились прорывные задачи, поэтому после первых ста дней его работу вполне можно считать удовлетворительной. Если говорить о личности премьер-министра, то он - в первую очередь управленец. Его отличает одна интересная черта - в отличие от своих предшественников он практически не уделяет внимания собственному пиару. Это имеет определенные последствия - некоторые предпринятые им шаги при правильном освещении в прессе могли бы представить его общественности в положительном свете. К примеру, это касается принятых мер по снижению тарифов операторов сотовой связи и Интернета. Однако позитивные результаты его работы остаются незаметными, зато отрицательные видны всем - возьмите ожидаемое повышение цен на воду. При этом лично я помню людей, которые на его посту умело пиарились, но положение дел в стране от этого только ухудшалось. Ахметов же из тех людей, которые выполняют поставленные задачи ровно, без рывков, делают много реально полезного, но никого об этом не оповещают.

2. Вопрос о распределении ответственности между государственными ведомствами, особенно между теми, которые находятся в двойном подчинении - высших органов и местного акима, всегда являлся больным местом. Несколько лет назад, когда вице-премьером был Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, было насчитано несколько сот функций, которые было необходимо перераспределить. Само собой, такое количество "линий ответственности" делало задачу нереальной. И проблема не решена до сих пор. Неудовлетворительна сама структура управления, и ситуация такова, что появлется все больше возможностей уйти от ответственности.

3. Серик Ахметов в нынешнем году не станет наращивать вес как политик, но будет и дальше развиваться как управленец-администратор, так что в команде он пока вряд ли испытывает острую необходимость. Но его влияние будет неизбежно расти - если не произойдет каких-либо чрезвычайных происшествий в секторах, за которые он несет личную ответственность. При этом он вполне сможет решать и задачи политического характера. Насчет команды в самом правительстве можно сказать то, что наш Кабмин в течение двух-трех лет полностью меняется. Назначает премьер-министра и министров президент. Поэтому ни об одном нашем правительстве нельзя сказать, что это слаженная команда. Тем более большинство министров осталось с прошлого кабмина - да и они работали с Масимовым не с начала его назначения в 2007 году. В сущности, наш кабинет министров больше похож на Совет министров - состоит он из людей разных, принадлежащих к разным подчас элитным группам и в большинстве своем не входящих в доверенный круг главы правительства. Сегодня очень нужны люди, которые бы не нарушали баланса сил в государстве своими амбициями и афилированностью с какими-либо кланами. Фигура Ахметова, его прошлое и настоящее необходимо для поддержания этого баланса. Скажу больше: Ахметов - идеальный человек на посту премьер-министра. Уж он-то точно не превратится во второго Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА и не будет вызывать ни у кого ненужных опасений. Задачи же, которые перед ним поставлены, ему вполне по плечу.

Михаил ПАК, руководитель Восточного бюро ИА "РЕГНУМ":

1. Спрашивать с нашего правительства надо не по срокам, а по качеству работы - и вот его трудно назвать приемлемым. Структура власти в нашей стране устроена таким образом, что каждое крупное ведомство решает зачастую свои задачи. Это можно называть как угодно - например, "системой сдержек и противовесов", но самого главного это не отменяет: сложно ожидать эффективности от системы, где единство стратегических задач подменяется сиюминутными тактическими целями, выгодными одному конкретно взятому ведомству. Например, наши банкиры на протяжении уже нескольких лет четко подмечают противоречие - Национальному банку для достижения своих показателей выгодно ограничить кредитную активность, а правительству - необходимо ее же подстегнуть, чтобы придать импульс застоявшейся экономике. Как и чью работу следует оценивать в этом случае?
Оценивать персональную работу Серика Ахметова еще рано: за это время чиновник любого ранга и степени талантливости может успеть только одно - принять дела, доставшиеся в наследство от предшественника, вникнуть в суть проблем. Единственное, что хотелось бы отметить - это визит премьера в Киргизию, в рамках ШОС - эта площадка, как показали последующие события, не была использована для достижения договоренностей в энергетической сфере. Уже через полмесяца в Бишкеке начался энергетический коллапс. А ведь этот вопрос обсуждался - и довольно активно. Чей именно это был ляп, сказать трудно, особенно учитывая политические реалии соседей, но на заметку его взять стоит - хотя бы для того, чтобы понять региональный вес премьера.

2. Казахстан - страна с восточными традициями, где политический вес премьера является формальной величиной. Да, у премьера масса полномочий и номенклатурно он находится на четвертой позиции в иерархии власти. Но в условиях реальной политики кресло чиновника очень сильно зависит от его личной влиятельности. Так было и в случае с акимом Алматы Ахметжаном ЕСИМОВЫМ, например. Будучи очень влиятельным членом команды президента, градоначальник может без особых для себя последствий "спихнуть" не очень значимые последствия снегопада - хоть на МЧС, хоть на МВД, хоть на Минздрав, но исходя из своего статуса, он апеллировал к правительству. Довольно стандартный бюрократический ход.

3. Нужно сказать, что перспективы Серика Ахметова очень сильно привязаны к оперативной обстановке. Думается, что если в следующем году не случится значительных коллапсов — особенно в социально-экономической сфере, премьер будет работать в рамках заданной траектории. Президент нечасто в последнее время меняет игроков на высшем уровне - связано это с элементарной кадровой бедностью. По этой причине и была выстроена нынешняя конфигурация: бывший премьер Карим МАСИМОВ, который запускал большинство программ, в общем-то останется надзирать за их исполнением,  тем более что большинство важных документов - от Общества всеобщего труда до Послания-2050 - президентские, поэтому контроль со стороны главы АП более чем логичен. В этом смысле Серик Ахметов пока что так и остался вице-премьером с широкими полномочиями. Сформировать свою команду он сможет лишь отчасти, но это не проблема Ахметова, это проблема системы - контроль над "сильными" министерствами так или иначе осуществляется главой государства при поддержке президентского штаба - главы АП и ряда ключевых авторитетов.
Аналогичную роль играет Серик Ахметов и в так называемом раскладе элит. Очень немногие люди в последние годы пробивались в круг доверенных лиц президента - у Серика Ахметова шансы имеются, но премьера при всем уважении трудно назвать открытием года или даже пяти лет - это чиновник, который двигался к должности премьера медленно, без резких скачков. И оснований думать, что он поменяет свою кадровую стратегию, нет. Да, если ничего не случится, он вполне может занять важное место среди доверенных лиц. Но когда это будет и при каких обстоятельствах, сказать трудно.
В высшем эшелоне власти не очень много людей, которые прошли всю номенклатурную лестницу - таких людей надо выращивать, а с кадровой работой у нас традиционные проблемы. А глава государства, напомню, является носителем советского контекста - и по этой причине очень внимательно относится к совокупности опыта будущих управленцев. В этой системе координат соискателю на высокую должность необходимо успеть поработать на разных участках - побыть главой важного региона, министром одного из ведомств, поработать в парламенте или с парламентом, справиться с каким-нибудь негативным явлением. Много ли таких людей вырастила система за последние двадцать лет? Ответ очевиден. По этой причине такие люди, как Серик Ахметов, имеют исключительную важность для государства. А поскольку у нас государство - это ОН, то и для президента тоже.

Сергей АКИМОВ, политолог:

1. Ввиду явного дефицита аппаратного веса Серик Ахметов вынужден действовать на своем новом посту очень аккуратно, с оглядкой на политических оппонентов. В связи с этим деятельность Ахметова на посту премьер-министра пока нельзя назвать яркой и выразительной. Осторожность нынешнего главы правительства в своей политической деятельности позволяет ему избегать массированных нападок со стороны других представителей политической элиты. Можно сказать, что Ахметову дают время проявить себя и пока не ставят палки в колеса.

2. В самом деле, подобные случаи регулярно имеют место. Однако далеко не каждый аким имеет практическую возможность "свалить" ответственность на центр. Ни для кого не секрет, что в казахстанской политической элите неформальный статус политика имеет не меньшее, а порой даже большее значение, чем официальная должность. Самый известный и яркий прецедент этого года - снегопад в Алматы. И случай с Есимовым является частным проявлением такой практики. Аким Алматы знает, что поддержка со стороны главы государства позволяют ему безнаказанно списывать свои недоработки на других.
Вместе с тем следует учитывать, что наряду со списыванием "косяков" акимов на республиканский уровень, имеет место и обратная тенденция. Это происходит из-за того, что за один и тот же фронт работ или сферу часто несут ответственность сразу несколько государственных органов. В этой связи следует говорить о назревшей необходимости более четкого разделения полномочий и ответственности на всех уровнях власти.

3. Отсутствие выраженной ангажированности какой-либо из действующих групп влияния является одновременно преимуществом и недостатком Ахметова. Если сегодня на начальном этапе премьерства, статус "политического одиночки" позволяет ему избегать информационных атак со стороны оппонентов, то в будущем нападки можно будет отбить только за счет личного влияния. Поэтому процесс усиления авторитета Ахметова и постепенное формирование вокруг него группы влияния является для Серика Ныгметовича единственно возможным способом сохранения своей текущей должности и своего авторитета. Вместе с тем Серик Ахметов имеет богатый опыт работы на различных уровнях власти. Число побед в его послужном списке намного больше, чем число поражений. Введение в высшую политическую элиту Серика Ахметова после назначения премьером стало ключевым шагом по восстановлению хрупкого межэлитного баланса - системе был необходим политик, не вовлеченный в межэлитные разборки и противоречия.

Экспертов опрашивали Игорь ХЕН и Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть