Со скоростью сапсана
Компания Siemens заявила о том, что уходит с российского рынка и прекращает обслуживание своих российских проектов. Среди них - знаковые высокоскоростные поезда “Сапсан”, которые ходят между Москвой и Петербургом, но не только.
Впервые Siemens появилась в России в 1851 году, она поставляла оборудование для телеграфной линии между Москвой и Санкт-Петербургом. Более того, компания поставляла оборудование и в Советский Союз - до и после Второй мировой войны.
В новой России знаковым для Siemens стал другой проект, который связывал Москву и Санкт-Петербург, - скоростные поезда “Сапсан”.
В Siemens пояснили, что Siemens Mobility, занимающаяся обслуживанием действующих поездов, также полностью уйдет из России, включая участие в существующих совместных предприятиях.
Следить за состоянием поездов, по аналогии с ситуацией с импортными самолетами, будет российская сторона. Как сообщает РЖД, “техническое обслуживание поездов “Сапсан” и “Ласточка” будет продолжено в рамках действующего российского законодательства под руководством и контролем холдинга РЖД”. Однако это не решает проблему полностью.
- Можно заменять запасные части - на те, что есть на складе, можно даже через какое-то время найти по схеме параллельного импорта запчасти, когда они закончатся. В крайнем случае можно разбирать один поезд, чтобы он был как донор запасных частей, - такое тоже можно. Но проблема в том, что уровень надежности, который был исходно, он достигнут никогда не будет, потому что перестали работать системы управления жизненным циклом - комплекс IT-решений, - объясняет генеральный директор “INFOLine-Аналитика” Михаил БУРМИСТРОВ.
По российским законам возможность ввозить детали через третьи страны есть. Так, 6 мая правительство России опубликовало подготовленный Минпромторгом перечень товаров для параллельного импорта. Продукция Siemens упоминается сразу в нескольких категориях, в частности “электрические машины и оборудование” и “котлы”.
Еще один заметный проект, в котором участвовала Siemens, - электрички “Ласточка”. РЖД заказал их разработку Siemens в том же 2009 году, когда пустили первые “Сапсаны”. За основу была взята модель электропоездов Seimens Desiro ML. Поезда были предназначены для того, чтобы возить болельщиков во время Олимпиады в Сочи. Позже их перераспределили на другие пригородные линии.
“Ласточки”, а также различные виды магистральных электровозов в России выпускает совместное предприятие Siemens и группы “Синара” - “Уральские локомотивы”.
Одновременно с этим под большим вопросом оказался весь проект новых высокоскоростных трасс в России. Правительство России намерено отказаться от финансирования проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом за счет средств Фонда национального благосостояния. Без этого источника найти финансирование на проект вряд ли будет возможно.
Всего на Siemens в России работают порядка трех тысяч человек. Их них около 450 человек занимаются обслуживанием “Ласточек” и “Сапсанов” “на местах” - базовые и дополнительные депо есть в Москве, Екатеринбурге и Адлере.
Что с ними будет, пока не ясно. “Сейчас мы работаем над подробными планами и будем поддерживать наших сотрудников в меру своих возможностей”, - пояснили в Siemens в ответ на вопрос о перспективах персонала Siemens Mobility в России.
- Самая ключевая проблема, связанная с уходом Siemens из России, - это не вопрос совместных предприятий. Совместные предприятия в сфере электротехники, в сфере производства газовых турбин, сфере железнодорожной техники - это плюс-минус решаемо. Проблема в том, что железку заменить можно, но ты не можешь заменить систему управления, IT-решения, - рассуждает Михаил Бурмистров.
Система автоматизации, система управления жизненным циклом, сложные датчики - это то, что будет заместить сложнее всего, отмечает эксперт.
Siemens в России действительно занимается не только транспортом. У компании были проекты в самых разных сферах: это промышленная автоматизация, автоматизация и безопасность зданий, энергетика, здравоохранение и другие. Некоторые из них не уходят из России полностью.
Компания по производству медицинского оборудования Siemens Healthineers AG заявила, что останется работать в России. “Мы делаем это в строгом соответствии с законодательством. Действующие санкции не направлены непосредственно на сектор здравоохранения, поскольку доступ к медицинской помощи является одним из основных прав человека”, - говорится в сообщении компании.
Лизинговая компания “Сименс Финанс” планирует оставаться на российском рынке, но сменит владельцев - сейчас идут переговоры о смене собственника.
В 2020 году в результате spin-off (выделение организации) была образована компания Siemens Energy (по состоянию на конец ноября 2021 года Siemens была крупнейшим акционером), она отвечает за проекты, связанные с энергетикой. Эта компания - один из основных поставщиков энергооборудования в Россию. В частности, компании принадлежит 65 процентов в совместном предприятии с “Силовыми машинами” - “Сименс технологии газовых турбин”. Также компания занимается проектами возобновляемой энергетики в России и владеет компанией “Сименс трансформаторы”.
В Siemens не пояснили, планирует ли и Siemens Energy уходить с российского рынка. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что в Siemens Energy рассматривается вариант выкупа компании менеджментом. Так, компания сможет продолжить деятельность в стране под российским руководством.
Однако 11 мая главный исполнительный директор Siemens Energy Кристиан БРУХ в ходе телефонной конференции говорил, что если компания решит уйти из России, она это сделает “упорядоченным образом”, а сейчас ищет “осмысленные решения” для одной тысячи своих сотрудников в России.
bbc.com

