1262

От дяди Тома до Джанго

Как американская культура выдавливает из себя по капле расизм

От дяди Тома до Джанго
Кадр из к/ф Квентина Тарантино “Джанго освобожденный”.

Гибель афроамериканца Джорджа ФЛОЙДА от рук белого полицейского и спровоцированные этой трагедией и охватившие практически всю Америку массовые протесты вновь вынесли на первый план неизбывную проблему страны - расизм. Проблема эта старше самих Соединенных Штатов, и на протяжении американской истории она находила свое отражение в американской культуре - литературе, кино, музыке. Произведений искусства, так или иначе касавшихся расизма, в истории американской культуры великое множество. Мы решили вспомнить некоторые важнейшие из них, те, в которых тема расовых отношений вызывала широкий общественный резонанс.

“Хижина дяди Тома”

(Гарриет Бичер-СТОУ, 1852 год)

Опубликованный еще во времена рабства и пронизанный пафосом аболиционизма роман вызвал огромный общественный резонанс и считается одним из предвестников начала Гражданской войны, которая в конечном итоге привела к отмене рабства.

Выступавшие за сохранение рабства южане его категорически не приняли. Появился даже целый жанр “анти-Том литература” - романы, в которых отношения между рабами и их хозяевами описывались в патриархальном стиле и отстаивалась идея блага рабства для самих чернокожих и их неспособности жить самостоятельно без контроля белых.

В то же время в растущем самосознании афроамериканского населения США фигура доброго, не склонного к сопротивлению пожилого раба дяди Тома стала символом покорности, а словосочетание “дядя Том” стало презрительно-оскорбительным по отношению к тем чернокожим, которые придерживались идеи ненасильственного сопротивления расизму.

“Рождение нации”

(Дэвид ГРИФФИТ, 1915 год)

Грандиозная трехчасовая эпопея - значительная веха в истории кинематографа. В 1992 году библиотека конгресса признала “культурное, историческое и эстетическое значение” ленты Гриффита и включила ее для вечного хранения в национальный реестр фильмов.

И тем не менее “Рождение нации”, повествующее о событиях Гражданской войны 1861-1865 годов, стало, по словам одного из историков, “самым неоднозначным фильмом в истории американского кино”. Афроамериканцы изображены в фильме как люди с низким интеллектом и сексуально агрессивные по отношению к белым женщинам. А созданный в 1865 году, на исходе гражданской войны, бывшими офицерами конфедеративной армии Юга Ку-клукс-клан предстает как героическая позитивная сила.

Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP), которая появилась в 1909 году и считается старейшей в Америке организацией по защите гражданских прав, проводила митинги протеста против демонстрации фильма и требовала его запрета.

“Унесенные ветром”

(роман - Маргарет МИТЧЕЛЛ, 1936 год, фильм - Виктор ФЛЕМИНГ, 1939 год)

Несмотря на грандиозный успех, благодушное, сентиментальное описание патриархальных отношений между черными рабами и их белыми хозяевами в романе и фильме вызвало острую критику со стороны значительно выросшей и окрепшей со времен “Рождения нации” афроамериканской интеллигенции. Снисходительно-покровительственное отношение писательницы к своим темнокожим героям заставило афроамериканского драматурга Карлтона МОССА назвать роман “ностальгией по неумирающим идеалам южной реакции”.

Не успокоило критиков расист­ской подоплеки “Унесенных ветром” и первое в истории Голливуда вручение “Оскара” за лучшую женскую роль второго плана чернокожей актрисе Хэтти МАКДЭНИЭЛ. Ее окрестили “дядей Томом”, а фильм - “оружием террора против черной Америки” и “оскорблением чернокожих зрителей”. Во многих городах страны чернокожие демонстранты устраивали пикеты у кинотеатров, протестуя против демонстрации фильма.

Сегодня на гребне поднятой убийством Джорджа Флойда волны протестов стриминг-платформа HBO Max временно изъяла “Унесенные ветром” из своего каталога, чтобы добавить к нему критический комментарий.

Strange Fruit(Абель МИРОПОЛ - автор, Билли ХОЛИДЕЙ - певица, 1939 год)

В 1939 году движение за граж­данские права темнокожих американцев было в самом зародыше. Как гром среди ясного неба прозвучала на этом фоне исполненная в 1939 году 24-летней чернокожей певицей Билли Холидей тихая песня Strange Fruit.

Деревья на Юге несут странные плоды

С кровью на листьях и с кровью в корнях.

Черные тела колышутся на южном ветру,

Странные плоды висят на ветвях тополей.

“Фруктовая” аналогия была более чем прозрачной. “Странные плоды” с “выпученными глазами и искривленными ртами” - повешенные на фоне “пасторального пейзажа галантного Юга” тела подвергнутых суду Линча людей.

Автором песни был поэт и писатель коммунист Абель Миропол. Поводом для нее стала глубоко потрясшая его газетная фотография суда Линча в Индиане в 1930 году.

Пластинка разошлась тиражом в миллион экземпляров и стала самой коммерчески успешной записью Билли Холидей.

Но куда важнее коммерческого успеха был общественный и политический резонанс, вызванный публикацией Strange Fruit.

Автор “Энциклопедии джаза” Леонард ФЕЗЕР назвал песню “первым в поэзии и музыке значительным протестом, первым откровенным, неприкрытым голосом возмущения против расизма”. Известный продюсер, основатель и владелец Atlantic Records Ахмет ЭРТЕГУН назвал Strange Fruit “объявлением войны… началом движения за гражданские права”. Газета New York Post и вовсе заявила: “Если черный гнев когда бы то ни было выльется в бунт, то своя “Марсельеза” у этого бунта уже есть”.

В некоторых городах публичное исполнение песни было запрещено - из опасения, что она может спровоцировать массовые протесты. Миропол был вызван на заседание комиссии, изучавшей распространение коммунизма в школах страны. Его спрашивали, заплатила ли компартия США ему за написание песни. Ответ - правдивый - был отрицательным.

В 1999 году, подводя музыкальные итоги ХХ столетия, журнал Time назвал Strange Fruit “песней века”.

“Убить пересмешника”

(роман - Харпер ЛИ, 1960 год, фильм - Роберт МАЛЛИГАН, 1962 год)

Увиденная глазами шестилетней девочки история ее отца адвоката Аттикуса ФИНЧА, защищающего в суде в южном штате Алабама несправедливо обвиненного в изнасиловании белой женщины чернокожего Тома РОБИНСОНА.

Принято считать, что толчком к написанию романа стало линчевание в 1955 году 14-летнего чернокожего подростка Эммерета ТИЛА, который вызвал ярость белых расистов в штате Миссисипи тем, что осмелился, по их мнению, слишком свободно говорить с белой женщиной.

Роман и фильм, главную роль в котором сыграл звезда Голливуда Грегори ПЕК, удостоенный за эту роль “Оскара”, пришлись на начало решительной активизации движения чернокожего населения Америки за свои права.

Оба пользовались огромной популярностью. Роман был удостоен Пулитцеровской премии и считается, что его сюжет не только стимулировал возглавленное Мартином Лютером КИНГОМ массовое движение протеста, но стал одним из факторов, побудивших президента КЕННЕДИ в июне 1963 года внести в конгресс законопроект о решительных мерах по устранению сегрегации и дискриминации.

“Джанго освобожденный” (Квентин ТАРАНТИНО, 2012 год)

Хотя темнокожие ковбои были в истории Америки не такой уж редкостью и даже встречались в кино, потребовался такой мастер жанра, как Тарантино, чтобы создать в сознании современного зрителя образ черного ковбоя-супермена.

Вырвавшийся из рабства (действие фильма происходит в 1858 году, до освобождения рабов) Джанго проявляет не только ловкость, смелость, умение обращаться с оружием и беспощадность к врагам, но и невероятную силу духа и, главное, чувство собственного достоинства.

Нашлись у фильма и критики, причем с обеих сторон. Чернокожий режиссер Спайк ЛИ был возмущен: “Рабство в Америке не было спагетти-вестерном в духе Серджио Леоне. Это был Холокост”.

А консервативный колумнист Washington Post написал: “Антибелые расизм и предвзятость укореняются в нашей постмодернистской культуре. Весь моральный посыл “Джанго освобожденного” можно свести к одной теме: белый человек - дьявол, моральная скверна, которую нужно искоренить как смертоносный вирус”.

“Зеленая книга”

(Питер ФАРРЕЛИ, 2018 год)

Основанная на реальной судьбе классического и джазового пианиста 1960-х годов Дона ШИРЛИ и удостоенная “Оскаров” за лучший сценарий и как лучший фильм, картина вскрывает существовавшую на протяжении десятилетий в Америке безжалостную сегрегацию, избежать которой не могли даже самые признанные звезды шоу-бизнеса.

Не счесть примеров того, как самые известные чернокожие актеры и музыканты - вплоть до любимцев всей страны типа Луи АРМСТРОНГА, Гарри БЕЛАФОНТЕ и Майлса ДЭВИСА - не могли зайти через главный вход или сесть за столик ресторана или клуба, в котором они выступали, особенно на долго и упорно цеплявшемся за сегрегацию на Юге.

Бороться с унижением главному герою фильма помогает изначально расистски настроенный, но постепенно проникающийся к нему уважением его белый водитель.

Безусловно, многие белые решительно противостояли сегрегации: “король свинга” Бенни ГУДМАН отказывался выпускать свой оркестр на сцену, если чернокожие музыканты подвергались унизительной сегрегации.

Тем не менее из-за такой примирительной позиции New York Times назвала фильм “фантазией расо­вого примирения”.

Рэп и хип-хоп против расизма

Большая часть рэп и хип-хоп-артистов - темнокожие, и тема расизма, жестокости полиции по отношению к афроамериканцам и борьбы с этой жестокостью для этих артистов болезненная и животрепещущая. Песен на эту тему - десятки, и им можно было бы посвятить отдельную статью. Рэпер Джейсеона ТЭЙЛОР, известный под именем The Game, перечисляет в своей песне множество жертв расизма, в отчаянии говорит: “История повторяется”, а название ее более чем красноречиво: Don’t Shoot (“Не стреляй!”).

Русская служба Би-би-си

Поделиться
Класснуть