1566

Майор Вихрь

Умер легендарный советский разведчик, который помешал гитлеровцам уничтожить Краков

Майор Вихрь

13 февраля в возрасте 103 лет ушел из жизни Алексей БОТЯН - легендарный советский разведчик и диверсант. В годы Второй мировой он участвовал в обороне Москвы, руководил диверсантами и партизанами в тылу немецкой армии в Восточной Европе. 18 января 1945 года группа Ботяна сорвала планы фашистов затопить польский город Краков. После войны он снова вернулся в Европу - уже как разведчик-нелегал. Годы спустя именно Ботян стал прототипом знаменитого майора Вихря из одноименного романа Юлиана СЕМЕНОВА.

Алексей Ботян (от белорусского “бацян” и польского вocian - “аист”) родился 10 февраля 1917 года в белорусской деревне Чертовичи, которая после польско-советской войны в 1921 году отошла Польше. С детства мальчик отличался особой выносливостью, отлично бегал и мог похвастаться отменным здоровьем, которое не раз выручало его во время разведки.

Отец Алексея был крестьянином и трудился столяром. В свое время БОТЯН-старший ездил на заработки в Аргентину и Германию, где в совершенстве освоил языки и позже обучил немецкому сына. Алексей успешно окончил среднюю школу и в 22 года отправился в армию, мечтая стать летчиком.

Но не сложилось: служить ему выпало “по ту сторону баррикад”, в части зенитной артиллерии, расположенной в городе Вильно. Спустя месяц после призыва Алексея зачислили в подофицерскую школу, где проходили подготовку будущие младшие командиры зенитной артиллерии.

С началом Второй мировой войны Ботян в звании унтер-офицера возглавил расчет зенитного оборудования, побывал в советском плену, бежал и вернулся в Чертовичи - получил профобразование и трудился учителем начальных классов. Однако долго молодой педагог не проработал: уже в мае 1940 года он был призван в ряды НКВД. Оценив таланты нового сотрудника - Алексей в совершенстве знал польский, немецкий и белорусский языки, - чекисты отправили Ботяна в школу разведчиков.

5 июля 1941 года с целью диверсий на территориях, занятых фашистами, было создано 4-е управление НКВД под руководством Павла СУДОПЛАТОВА. В его ведомстве находилась Отдельная мотострелковая бригада особого назначения, куда и попал Алексей Ботян. Вскоре молодого шпиона было решено назначить командиром разведывательно-диверсионной группы: в ноябре 1941 года Ботян вместе с подопечными отправился за линию фронта - оборонять Москву. Помимо отличных языковых знаний разведчик был метким стрелком.

В начале 1943 года набравшийся опыта разведчик в составе отряда “Олимп” был переброшен в тыл немецких войск, орудовавших в западных районах Украины и Белоруссии.

Остановиться было решено неподалеку от оккупированного фашистами города Овруча, расположенного в Житомирской области Украины. Участники отряда вырыли землянки, основали медпункт и даже устроили баню.

Вскоре внимание разведчиков привлек гебитскомиссариат, где базировались основные силы противника - около десяти тысяч сотрудников полиции, карательных отрядов и других гитлеровских подразделений. Уничтожить стан врага, расположенный в четырехэтажном здании полковых казарм, было поручено Ботяну. К этому времени Алексей занял пост заместителя командира отряда - Героя Советского Союза, капитана госбезопасности Виктора КАРАСЕВА.

Алексей свел знакомство с одним из местных жителей Григорием ДЬЯЧЕНКО, чей родственник Яков КАПЛЮК трудился в гебитс­комиссариате теплотехником. После недолгих уговоров мужчины согласись помочь разведчикам. В назначенный день бойцы отряда передали Дьяченко и Каплюку телегу, груженую мешками со взрывчаткой. Для конспирации поверх опасного груза были уложены такие же мешки, но с картошкой.

Однако взрывной мощи пронесенных снарядов было недостаточно - требовалось также заминировать сами казармы. На этот раз помочь взялась жена Каплюка Мария: каждый день отважная женщина в сопровождении детей приносила мужу на работу обед, в котором прятала взрывчатку - небольшое количество, чтобы не вызвать у немцев подозрение тяжестью корзины.

Итогом успешной операции стала гибель около 80 фашистов из командного состава, в числе которых оказались гебитскомиссар и начальник овручского гестапо.

Вскоре после окончания успешной операции Ботян с подачи командира отряда был представлен к званию Героя Советского Союза, но награды так и не получил. По одним данным, прошение Карасева так и не попало на стол руководству - самолет, перевозящий важные документы, был сбит. По другой информации, сыграло роль то, что Алексей в свое время воевал в польской армии. Последняя версия является более правдоподобной, ведь в итоге награду за действия в Овруче разведчик получил. Но вместо Звезды Героя ему вручили Орден Красного Знамени.

Весной 1944 года “Олимп” в составе 400 человек, в числе которых был и Ботян, отправился на территорию оккупированной Польши. И тогда очень пригодились языковые знания Ботяна с псевдонимом Алеша. Маскируясь под местного жителя и не привлекая внимания фашистов, он обращался за помощью к местным священникам, которые помогали разведчикам.

Первое время разведчики взрывали вражеские поезда и отстреливали фашистов, устраивая им засады. А в начале мая 1944 года Ботян и его команда из 28 человек, включая двух радистов, двинулись в сторону Кракова - такую команду от руководства получил командир Виктор Карасев. Главной задачей Алексея было довести разведчиков до города без потерь. Группа Ботяна приступила к подготовке важной операции - ликвидации печально известного “палача Польши”, гауляйтера Ганса ФРАНКА. Деятельность высокопоставленного фашиста была в основном направлена на уничтожение евреев в Польше, он руководил четырьмя концлагерями - Собибором, Майданеком, Треблинкой и Белжецем.

В конце 1944 года в руки разведчиков угодил некто Зигмунд ОГАРЕК - поляк, который трудился инженером-картографом в немецком штабе тыловых подразделений. Помимо ценных карт оборонительных сооружений фашистов Ботян и его бойцы получили от Огарека важную информацию о крупном складе, где фашисты хранили боеприпасы.

Оказалось, что немцы забили патронами, снарядами и взрывчаткой бывшую резиденцию польских монархов - Ягеллонский замок. Гитлеровцы планировали взорвать при отступлении Рожновскую плотину, а также мосты через реку Дунаец - этот маневр затруднил бы проникновение советских войск в Краков. Информация перебежчика подтвердилась, когда в начале января 1945 года разведчикам удалось подорвать вражескую машину, в которой находился фашистский обер-лейтенант. В найденном при убитом гитлеровце портфеле лежали секретные документы с планами подрывов.

Ягеллонский замок представлял собой большую историческую ценность, но другого выхода у разведчиков не было: Ботян принял решение взорвать старинное здание. В этом помог польский коммунист, который согласился под видом грузчика проникнуть в замок и заминировать его. Ранним утром 18 января 1945 года Краков сотрясся от мощного взрыва Ягеллонского замка - тогда погибло около 100 и было ранено порядка 300 фашис­тов. На следующий день Краков был освобожден от немецкой оккупации передовыми частями 1-го Украинского фронта.

Между тем группу Ботяна ждали новые задания - вплоть до окончания войны разведчики продолжали диверсионную деятельность на территории Чехословакии. После победы Алексей вернулся в Москву и поступил на службу во внешнюю разведку - был зачислен в Первое управление Наркомата государственной безопасности СССР. Вскоре он опять отправился в Чехословакию, на этот раз по поддельным документам на имя репатрианта из Западной Украины Лео Дворжака.

Талантливому разведчику удалось внедриться в одну из западных спецслужб, которые активно интересовались месторождением, после чего Ботян стал передавать ценные данные советским властям.

Вернувшись в СССР в середине 70-х, Ботян стал готовить бойцов группы спецназначения “Вымпел” Управления “С” ПГУ КГБ СССР и делиться с ними своим уникальным опытом. В 1983 году Ботян был отправлен на пенсию в звании полковника госбезопасности.

В 2007 году легендарный разведчик, отметивший свой 90-летний юбилей, был удостоен звания Героя России за мужество и героизм в ходе операции по освобождению Кракова.

Lenta.ru

Поделиться
Класснуть