2605

“Сочи-мочи” Асаду - не указ

В Сирии проправительственные силы, с одобрения Москвы нарушив прежние договоренности, продолжают наступление в зоне деэскалации Идлиб

“Сочи-мочи” Асаду - не указ
Впервые в зоне деэскалации Идлиб происходят прямые боестолкновения между сирийскими проправительственными силами и турецкими военными.

Сирийская армия взяла под свой контроль стратегически важный город Хан-Шейхун, расположенный внутри зоны деэскалации Идлиб, отрезав один из турецких блокпостов и попутно обстреляв другой. В Кремле назвали взятие города “локальной победой над терроризмом”. Останавливать наступление военные не собираются. Впрочем, в арабских СМИ популярна версия о возможном обмене территориями между Анкарой с одной стороны и Москвой с Дамаском - с другой.

Утром в четверг, 22 августа, сирийская армия при поддержке союзников вернула утраченный в 2014 году город Хан-Шейхун, который в Дамаске называли оплотом террористов. Впрочем, в боях за город против проправительственных сил участвовали не только боевики из “Хайат Тахрир аш-Шам”, но и отряды умеренной вооруженной оппозиции, объединенные во Фронт национального освобождения. В конце прошлой недели к ним на помощь пришли отряды находящейся под покровительством Турции “Сирийской национальной армии”, да и сами турецкие военные не остались в стороне (см. “Силы СНА против Асада”, “Время” от 21.8.2019 г.). Они не смогли пробиться на юг зоны деэскалации Идлиб и начали создавать оборонительные пункты к северу от Хан-Шейхуна. Но это не остановило сирийскую армию.

Как утверждает оппозиция, практически все население покинуло город, “оставив его на разграбление армии”.

По данным базирующегося в Лондоне Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека (SOHR), люди оказались в ужасающей ситуации - им некуда было бежать, так как Турция не только закрыла свою границу для сирийцев, но и не пускает беженцев в сирийский город Африн, который находится под ее контролем. Власти Сирии открыли гуманитарный коридор к югу от Хан-Шейхуна, но многие опасаются переходить на территорию, занятую проправительственными силами.

В результате продолжавшейся три недели военной операции сирийская армия существенно изменила границы зоны деэскалации, оговоренные еще несколько лет назад в рамках астанинского формата Россией, Турцией и Ираном. Один из 12 турецких наблюдательных пунктов (№9), расположенных, согласно договоренностям между Москвой и Анкарой, внутри зоны деэскалации, оказался по итогам боев на подконтрольной сирийским властям территории. Еще один турецкий пост (№8) в районе города Маарет-Нааман попал 22 августа под пулеметный огонь.

Напомним, что в сентябре 2018 года Москва и Анкара по итогам переговоров в Сочи договорились о сохранении зоны деэскалации в Идлибе на определенных условиях. Однако за год ничего, кроме организации патрулирования границ зоны российскими и турецкими военными, так до конца и не было реализовано. Главная проблема, как считают в России, - это то, что территория в Идлибе практически полностью оказалась под контролем террористов.

“Поэтому такие вот победы, победы локальные или более значимые победы над такими группировками можно только приветствовать” - так отреагировал в четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий ПЕСКОВ на новость о взятии Хан-Шейхуна. По его словам, с самого начала речь шла о том, что борьба с террористами будет продолжаться во всех зонах, “тем более с теми террористами, которые продолжают вылазки против сирийских вооруженных сил, в том числе и против российской базы Хмеймим”.

Одновременно с этим в МИД РФ настаивают, что Москва по-прежнему привержена сочинским соглашениям и продолжит взаимодействие с Турцией. “Мы считаем важным строго придерживаться всех договоренностей по Идлибу, направленных как на продолжение борьбы с террористами, так и на обеспечение безопасности гражданского населения”, - заявила 22 августа представитель внешнеполитического ведомства РФ Мария ЗАХАРОВА.

Между тем Анкара не стала оперативно реагировать на новости об освобождении Хан-Шейхуна. Вечером в среду, когда бои шли фактически уже внутри города, представитель президента Турции Ибрахим КАЛЫН объявил о дате саммита в астанинском формате: главы РФ, Турции и Ирана встретятся в Анкаре 16 сентября. В Кремле дату пока не подтвердили. Господин Калын также сообщил, что в ближайшее время состоится телефонный разговор президентов РФ и Турции Владимира ПУТИНА и Реджепа Тайипа ЭРДОГАНА. По его словам, турецкая сторона уже довела до сведения России свою позицию по событиям в Идлибе.

За последние дни от Анкары действительно исходило несколько гневных реплик в адрес “преступных сил Башара АСАДА (президент Сирии. - Ред.)”, направлялись и просьбы к Москве урезонить сирийских военных, под огонь которых попал турецкий военный конвой, а также турецкие наблюдатели.

Если не считать предпринятую в последние минуты попытку усилить вооруженную оппозицию в Идлибе, Анкара сдержанно реагировала на происходящее в зоне деэскалации. Однако к вечеру 22 августа появилась информация, что Турция перебрасывает дополнительные силы для укрепления своих наблюдательных пунктов. За последние дни в Анкаре неоднократно подчеркивали, что военные не собираются покидать наблюдательный пост №9 в районе населенного пункта Мурик, несмотря на то что он оказался “на территории Башара Асада”.

Тем временем сирийская армия не намерена останавливать наступление.

“Вы заботитесь о Сочи-мочи, о международных конференциях. Мне интересно, как вернуть себе нашу землю, убить террористов и изгнать их из Сирии”, - заявил “Аль-Ахбар” неназванный командир сирийской армии, участвовавший в боях за Хан-Шейхун, в ответ на вопрос о судьбе сочинских договоренностей.

“Хан-Шейхун - это послание, что сирийские военные могут достигнуть любой точки, которую они сочтут необходимой”, - добавил он. Как пояснил газете “КоммерсантЪ” корреспондент “Аль-Ахбар” Фирас Аш-Шуфи, среди высокопоставленных сирийских военных распространено мнение, что Москва одобряет наступление, по крайней мере пока речь идет о территории, упомянутой в рамках сочинского соглашения.

“КоммерсантЪ”

Кстати

В ударах по Ираку разглядели “русский след”

Израиль наносит удары по позициям шиитских военизированных формирований в Ираке с разрешения России и США. Об этом изданию Asharq Al-Awsat сообщил западный дипломатический источник. Он признал, что именно силы еврейского государства стоят за участившимися взрывами на военных объектах, однако в силу договоренностей с Москвой и Вашингтоном израильтяне не могут открыто говорить об их причастности. В экспертной среде допускают, что Россия действительно могла дать зеленый свет ударам.

Шиитские военизированные формирования “Хашд аш-Шааби”, действующие в Ираке, винят Израиль в причастности к атакам. В экспертной среде считают предполагаемый консенсус РФ, США и Израиля по Ираку очень близким по духу тому, который есть между ними в Сирии.

“Россия и США - на одной волне в том, что касается воздушных ударов израильтян по иранским целям, представляющим угрозу Израилю, - заявил “НГ” бывший спецпредставитель Госдепа по политическому переходу в Сирии Фредерик ХОФ. - Но это происходит по совершенно разным причинам. Главная цель президента России Владимира ПУТИНА в Сирии - сохранение режима АСАДА (Башар, президент Сирии. - Ред.). России нужны подконтрольные Ирану ополченцы, чтобы дополнить разбитую армию Асада, но Москве не нужно, чтобы Тегеран оставил своего “сирийского клиента”, создав новый антиизраильский фронт сопротивления. Поэтому понимание Путина и Нетаньяху (Биньямин, премьер-министр Израиля. - Ред.) укладывается в установку: давай бей по иранским целям, которые ты считаешь для себя угрозой, но не атакуй цели, связанные с режимом Асада”.

Эксперт полагает, что ожидаемым дивидендом для российского руководства будет то, что израильский премьер-министр в конце концов убедит президента США Дональда ТРАМПА принять как данность сохранение Башара Асада на посту главы сирийского государства. “Мотивация США сводится к тому, что, во-первых, необходимо поддерживать усилия Израиля по самообороне и, во-вторых, придать дополнительный вес своей кампании “максимального давления” на Иран, - убежден Хоф. - Москва и Тегеран при этом остаются на одной волне в том, что касается поддержки Асада. Россия, вероятно, рассматривает антиизраильскую кампанию Ирана как безрассудную и опасную. Но, во-первых, Москва оказалась неспособной положить этому конец, и, во-вторых, авантюризм Ирана дал России возможность привлечь Израиль в свою кампанию под названием “руки прочь от Асада”.

“Независимая газета”

Поделиться
Класснуть