2411

Киев предвыборный

глазами казахстанского наблюдателя

Киев предвыборный

Среди наблюдателей от нашей страны, отправившихся в Киев на выборы президента, которые состоятся завтра, 31 марта, оказалась жительница Костаная Ксения ЖИЛКИБАЕВА (на снимке). Своими первыми впечатлениями о жизни великого города накануне важнейшего события в жизни Украины она поделилась с корреспондентом “Времени”.

Жилкибаева вошла в шестерку казахстанских наблюдателей, получивших мандат Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Еще двое наших отправились на Украину по приглашению тамошнего Центр­избиркома. Половина из восьми казахстанских наблюдателей - сотрудники различных госорганов, остальные представляют гражданское общество.

Для Ксении, активно занимавшейся общественной деятельностью, а сегодня работающей официальным представителем Костанайского облздрава, попасть в число наблюдателей ОБСЕ от Казахстана стало неожиданностью: каких-то специальных усилий для этого она не прикладывала. Тем не менее ее кандидатуру наряду с и.о. завотделом международного сотрудничества и протокола ЦИК Алибеком АДАМБЕКОМ, председателем Центризбиркома Бериком ИМАШЕВЫМ и другими утвердила наша Центральная избирательная комиссия.

Связаться с Жилкибаевой сегодня трудновато: украинский интернет то и дело глючит, обрывает связь, глушит слова и фразы. Правда, иногда моя собеседница в каких-то местах Киева может попасть в некую аномальную зону устойчивого сигнала, и тогда нам удается записать ее живые впечатления об увиденном в столице Украины.

Мы сразу договорились, что никаких оценок и сведений о выборном процессе она давать не будет.

- Это просто запрещено, - объясняет Жилкибаева. - Существует кодекс поведения наблюдателей БДИПЧ, регламентирующий освещение избирательного процесса только ответственными лицами бюро. Но личными впечатлениями готова поделиться.

- Каким ты увидела предвыборный Киев?

- Не таким, как ожидала. Думала, здесь тревожно. Быть может, опасно. Мои близкие перед отъездом надавали мне советов, как не попасть в неприятные ситуации. Меня напрягало, например, нормально ли местные воспримут мой русский язык. Оказалось, что это не проблема: мне спокойно отвечают на русском на улицах и в магазинах, я вижу русскоязычные баннеры и газеты. То есть в быту язык есть, без него никак. Другое дело, что киевлян заботит отмена русского на более глобальном уровне. Меня уже много раз спросили совершенно разные люди: а правда, что у вас в школах преподают русский язык? Я отвечаю - правда. И вижу в глазах собеседников восхищение.

- А вообще Казахстаном там интересуются?

- Да еще как! Интерес к нашей стране действительно велик, и узнать что-то из первых уст стремятся очень многие - как мои коллеги по миссии наблюдателей, так и обычные украинцы - таксисты, например… Самые частые вопросы: “Скажите, а вы прилетели к нам из Астаны или из Нур-Султана?”. “Мы Назарбаева знаем хорошо. А как вам теперь живется с новым президентом?” Спрашивают и кенийцы, и россияне… Отвечаю, что все нормально, жизнь идет в спокойном режиме.

Кстати, практически каждый водитель такси, узнав о том, что я не местная, сразу же начинает извиняться за плохое качество киевских автодорог. Хотя, по-моему, не такие они уж и плохие.

Конечно, украинцам интересно сравнить уровень жизни в наших странах. И они, и я на этот счет сделали для себя несколько открытий. Ну, например, киевляне страшно завидуют нашим ценам на горючее: там литр бензина стоит на наши деньги примерно 380 тенге. А я обзавидовалась киев­ским ценам на такси: часовая поездка по городу мне обошлась менее полутора тысяч тенге! И таксисты даже при таком уровне цен не в пролете.

- Но неужели на Украине все гладко? Все-таки это крайне политизированная страна… Внимания вездесущей Службы бе­зопасности не ощущается?

- А знаешь, со мной случился почти курьезный инцидент в Борис­поле (Киевский международный аэропорт). На пограничном контро­ле мой паспорт вызвал какие-то подозрения, вопросы возникли и к одному из моих коллег. Нас отвели в специальный кабинет, где продержали больше часа. Хотели сфотографировать в анфас и профиль, но мы отказались. А пока с нами беседовали, в это время, видимо, как-то проверяли по своим каналам. Несколько снимков их фотограф все-таки сделал во время разговора. Тот факт, что мы наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ, никого особо не впечатлил. Но все закончилось нормально…

- Как ощущаешь себя в роли наблюдателя?

- Пока работа не началась, можно сказать, почти никак. Конечно, впечатляет масштаб происходящего. Чувствуется огромный интерес к украинским выборам. Только от ОБСЕ в Киев прибыли примерно 700 человек. А ведь есть еще и другие наблюдатели.

В преддверии работы на избирательных участках нас обучают и инструктируют, как себя вести, что делать. Мы, например, не имеем никакого права вмешиваться в процесс - только фиксировать замеченное. Каждому члену миссии выдали по мобильному телефону для оперативной связи.

К моменту приезда в Киев все наблюдатели уже были распределены по городам и весям: я, например, должна буду наблюдать за выборами в Ривненской области (это примерно 400 км от Киева), в пару мне поставили наблюдателя из Великобритании… От Казахстана в Киеве будет отслеживать выборный процесс один человек из нашей делегации, всех остальных развезут в разные географические точки.

- Что в предвыборном Киеве особенно впечатлило и запомнилось?

- Мне понравились баннеры, на которых начертано всего одно слово: “Думай!” Украинцам действительно есть о чем подумать, за кого проголосовать - тут же 39 кандидатов на президентский пост! Разговорилась на Крещатике с человеком, распространявшим агитматериалы одного из кандидатов. Спрашиваю, хорошо ли платят. И слышу в ответ: “А я бесплатно это делаю! Своего кандидата знаю с давних пор, поэтому делаю все, чтобы ему помочь...”

Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлены Ксенией ЖИЛКИБАЕВОЙ, Киев - Костанай

Поделиться
Класснуть