2452

Другой Большой брат

Внешняя политика белорусского руководства всё больше отдаляется от российского вектора

Другой Большой брат
Президент Белоруссии Александр ЛУКАШЕНКО и лидер Китая Си ЦЗИНЬПИН: братья навек!

С конца прошлого года отношения между Белоруссией и Россией остаются напряженными: уже несколько месяцев страны никак не могут договориться по поводу компенсации Белоруссии потерь в связи с налоговым маневром в российской нефтяной сфере (см. “А он уйдет на Запад?”, “Больше не братья”, “Время” от 12.1.2019 г. и 26.12.2018 г.). Поэтому президент Белоруссии Александр ЛУКАШЕНКО начал налаживать отношения с США и Евросоюзом. Это новые и пока неизведанные направления белорусской политики в отличие от сотрудничества с Китаем, которое Минск развивает уже давно. Вместе с китайскими товарищами Лукашенко строит ракетные комплексы, технопарки и осваивает природные ресурсы страны. Насколько далеко зашли белорусско-китайские отношения, разбиралась “Лента.ру”.

" Я от имени белорусского народа кланяюсь в пояс и моему другу президенту Китая (имеется в виду председатель КНР Си ЦЗИНЬПИН. - Ред.), и всем тем военным, которые помогли нам в течение полутора лет создать на территории Белоруссии производство высокоточного оружия”, - рассыпался Александр Лукашенко благодарностями в адрес китайских партнеров, отмечая в марте 2018 года столетие Вооруженных сил республики.
По его, как всегда, меткому и образному выражению, “мир окунулся в омут высокоточного оружия - ракет, которые залетают в форточку”. Ранее у Белоруссии не было таких технологий, однако на помощь пришли китайские товарищи. Несмотря на декларируемый союз с Россией, примерно с середины 2000-х Лукашенко искал ему альтернативу. Как раз тогда Запад ввел против белорусского режима санкции, и официальный Минск обратил свой взор на Восток.
Еще в 2006 году на встрече с тогдашним министром обороны Китая Цао ГАНЧУАНЕМ Лукашенко характеризовал отношения с КНР как “стратегические”. Подобная характеристика тогда выглядела скорее как пожелание, нежели как реальное положение дел. Однако прошло несколько лет, и “главный союзник России” действительно начал развивать стратегические отношения с КНР.
В 2012 году Лукашенко обратился к Москве с просьбой передать ему оперативно-тактические ракетные комплексы “Искандер”. Белорусский президент в качестве ответа на “активизацию некоторых сил” нуждался в комплексе, способном нести ракеты с ядерными боеголовками.
Однако Россия готова была разместить в Белоруссии “Искандеры” лишь вместе со своими военными. Москва обоснованно опасалась, что, если передать ракетный комплекс непосредственно Белоруссии, мощное оружие (или отдельные его компоненты) может оказаться у “уважаемых западных партнеров” из блока НАТО.

Не получив желаемого, Лукашенко начал искать альтернативу российскому “Искандеру”. Создать ракетный комплекс с нуля крайне сложно, а такой небогатой стране, как Белоруссия, практически невозможно. Поэтому Минск решил разработать собственный оперативно-тактический комплекс при помощи уважаемых восточных партнеров.
Новое оружие создали довольно быстро, и уже в 2015 году в День Победы белорусские военные впервые продемонстрировали построенную совместно с Китаем реактивную систему залпового огня (РСЗО) “Полонез”. Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые ракеты бьют на 280 километров. Не “Искандер”, конечно, с его 500 километрами, однако мощь впечатляет.
Отметим, доля Китая в торговых отношениях тоже превышает белорусскую. За последние пять лет совокупный оборот изделий ВПК и технологий двойного назначения между странами вырос более чем вдвое, при этом на долю Китая приходится до 65% такой продукции.
Но такое положение, похоже, удовлетворяет обе страны. Белоруссии для развития жизненно важны иностранные кредиты. Это касается в том числе и затрат на создание и внедрение новых технологий.
При этом страны НАТО по-прежнему ограничивают поставки в Китай продукции военного и двойного назначения, что вынуждает Пекин искать новых партнеров. А Белоруссия после краха СССР сохранила развитую базу научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Поэтому Китаю объективно выгодно налаживание кооперации с белорусской оборонкой.
Помимо “Полонеза” Белоруссия может похвастать еще несколькими образцами военной техники, разработанной совместно с китайскими товарищами. На выставке MILEX-2017 в Минске впервые продемонстрировали новые ракеты для “Полонеза” с дальностью поражения до 300 километров. Ракету вряд ли можно назвать новаторской - по сути, это совместная версия китайских ракет А200 и М20 для комплексов WS-2 и WS-3.
Также на выставке экспонировали модернизированную версию танка Т-72 - Т-72БМЭ, разработанную 140-м ремонтным заводом (Борисов) и предприятием “Пеленг” (Минск). По имеющейся информации, эта версия танка будет поставляться в первую очередь в Китай.

Реактивная система залпового огня “Полонез”.

При этом бронетехника идет и в обратном направлении. В 2016-2017 годах из Китая в Белоруссию поставили новые легко- и среднебронированные машины Dong Feng Mengshi “Богатырь”, FAW Hong Oi L5 “Красное знамя” и CS/VN3 “Дракон”. Китайские броневики уже приняты на вооружение белорусских сил специальных операций.

Резонно предположить, что Белоруссия выбрала путь военно-технического сотрудничества с Китаем в стремлении сбалансировать российское влияние в республике. Но неверно было бы считать, что сотрудничество двух стран ограничивается лишь оборонкой. Более пяти лет назад заговорили еще об одном грандиозном совместном начинании - индустриальном парке. Предполагаемый объем прямых инвестиций в этот проект, по прогнозам посольства КНР, мог превысить $5 млрд.
При этом общий объем инвестиций оговаривался на уровне $30 млрд за 30 лет. В парке планируется создать высокотехнологичные и экспортно ориентированные производства, в том числе в сфере химии, биотехнологий, фармацевтики, электронной коммерции, хранения и обработки данных.
Строительство началось летом 2014 года, а уже в середине 2015 года была сдана первая очередь индустриального парка. В проект уже инвестировано $2 млрд. Весной 2018 года тогдашний премьер-министр Андрей Кобяков рассчитывал, что к 2021 году объем выпущенной в парке продукции составит $1 млрд, а резидентов будет ровно сто. Пока их только 34, а денежный объем произведенной продукции не афишируется. Удастся ли белорусскому руководству в три раза увеличить количество резидентов за оставшиеся три года - покажет время. Надежды оно не теряет и попыток не оставляет.

Но если высокотехнологичным совместным производством Белоруссия и Китай похвастаться пока не могут, то в более традиционных отраслях экономики сотрудничество идет вполне успешно. В 2015 году компания “Славкалий”, принадлежащая российскому бизнесмену Михаилу ГУЦЕРИЕВУ, подписала контракт с Китаем на строительство горно-обогатительного комбината в Белоруссии. Сумма контракта составила $2 млрд.
Интересно, что $1,4 млрд через Беларусбанк предоставит Банк развития Китая. Одновременно компания подписала 20-летний контракт на поставки калия в Китай, который является крупнейшим потребителем этого минерала в мире. К 2020 году, по оценкам экс­пертов “ВТБ Капитал”, Китаю потребуется 9 млн тонн калия в год, из которых почти 2 млн тонн будет поставляться из Белоруссии.
Выгодные условия контракта позволяют белорусам не беспокоиться о сбыте сырья, а значит, и возврат кредита, скорее всего, не станет проблемой для предпринимателей.
Lenta.Ru

Поделиться
Класснуть