1483

Поднебесное хитроплетение

Один из крупнейших экспертов по китайской экономике объяснил, почему Пекин занижает реальные темпы роста ВВП

Многие экономисты считают Китай главным кандидатом на роль страны, в которой разразится следующий крупный экономический кризис. В последние годы он уже несколько раз давал поводы для беспокойства, ведь слишком многое в мировой экономике стало зависеть от КНР. Вопрос о том, совершит китайская экономика, темпы роста которой упали с двузначных значений в прошлом десятилетии до 6,5-7%, мягкую или жесткую посадку, стал одним из основных. Однако экономисты зря обвиняют Пекин в завышении темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП). На самом деле власти публикуют заниженные показатели, заявил старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, бывший директор Всемирного банка по Китаю Юйконь ХУАН (на снимке) в интервью российской газете “Ведомости”. По его мнению, занижение составляет от 3 до 4%.

Официальная статистика Китая страдает многими недостатками и перекосами, заявил Юйконь Хуан. Он считает, что определенное недоверие к китайской статистике вызвано ее непрозрачностью. “Данные от местных властей, провинций представляются слишком высокими, и в сумме они вроде бы должны давать цифру, которая значительно выше реальных темпов роста ВВП. Но нужно понимать, что общенациональный ВВП не рассчитывается путем сложения данных от провинций. Национальное статистическое бюро Китая вообще их не использует, оно делает собственные расчеты ВВП на основе различных индикаторов”, - пояснил Хуан.

При этом смещение идет в сторону занижения, считает экономист. Этому есть исторические причины, потому что современная китайская статистика еще не на­училась объективно учитывать сектор услуг и частного производства, поскольку в социалистической системе было централизованное планирование.
“А что же сейчас обеспечивает рост китайской экономики? Во многом частный сектор и сектор услуг. Поэтому рост и недооценен”, - делает вывод Хуан. Он привел данные специалистов ООН, которые, анализируя статистику Китая, также пришли к выводу, что имеет место занижение, в последние годы оно составляет 3-4% ВВП страны.
Еще один пример касается расходов граждан, доля которых в ВВП Китая значительно ниже, чем в развитых странах, - всего 35%. По словам эксперта, это происходит из-за особенностей учета расходов на жилье. “В социалистической системе жилье вам предоставляет государство: вы его не арендуете и не владеете им, у него нет стоимости. Сегодня в Китае, когда каждый стремится стать собственником жилья, расходы на него, оцениваемые по стоимости аренды, должны учитываться в ВВП. Но они вообще не учитываются”, - пояснил эксперт. Доля этого сегмента рынка в ВВП, по его словам, недооценена на 10%.
В первом квартале 2017 года рост валового внутреннего продукта составил 6,9% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Объем промышленного производства вырос на 7,6%, что более чем на 1% превысило прежнюю оценку (6,3%). Розничные продажи выросли на 10,9%. Кроме того, объем инвестиций в основные фонды, за исключением сельского хозяйства, увеличился на 9,2% и составил $1,362 трлн.
Рост ВВП Китая в годовом выражении сокращается с 2010 года, когда этот показатель был на уровне 10,4%. К 2015 году темпы роста экономики Китая замедлились до 6,9%, а в 2016 году - до 6,7%. Согласно проекту плана социально-экономического развития Китая в 2017 году темпы роста ВВП страны должны оказаться в пределах 6,5%. Кроме того, согласно оценкам, в 2017 году объемы производства в КНР стали сокращаться на 50 млн. тонн, а добыча угля - на 150 млн. тонн. Это снижение показателей произойдет в рамках стратегии по сокращению избыточных мощностей производства в отраслях, где предложение превышает спрос.
РБК

Дословно

Все страны должны подойти по-умному. Иначе проиграют...

В интервью газете “Ведомости” Юйконь ХУАН рассказал в частности о выгодах и рисках участия в китайском проекте “Экономический пояс Шелкового пути”.

- Давайте поговорим об инвестициях Китая за рубежом и, в частности, об инициативе “Один пояс, один путь”. У нее нет конкретных целей и критериев успеха. Это что-то уникальное?
- “Один пояс, один путь” - это не план. Это рамочная программа, концепция, смысл которой заключается в следующем: если улучшить транспортные связи между 65 странами Азии и Европы, торговые потоки вырастут, эффективность повысится, всем будет лучше.
Потому что китайское руководство вынесло следующий урок. Что обеспечивало двузначный рост Китая и развитие инфраструктуры в течение трех десятилетий? Повышение транспортной доступности внутри страны и с другими странами. Этот же принцип теперь применяется в более масштабном проекте. Чем больше страны связаны друг с другом, чем эффективнее, тем больше стимулируются торговля и специализация инвестиций и тем больше выгод для всех.
Потенциальные проблемы с этой инициативой заключаются в следующем. Первая: стране, которая хочет к ней присоединиться, нужно самой решать, что делать. Никто не будет ее принуждать реализовывать какой-то проект. В большинстве случаев инициатива исходит от нее самой, а не от Китая. Если вы Малайзия, Мьянма, Казахстан, Индия, ближневосточная страна и есть проект - портовый, энергетический, железнодорожный, вы должны решить, нужен ли он вам.
Второй момент - как вы отнесетесь к появлению китайских рабочих. Возможно, вы хотите обеспечить работой своих людей. Но у китайских специалистов есть одна особенность: они работают очень быстро. Возможно, скорость вас не волнует - важнее занять людей. Но проблема в том, что окупаемость вложений в инфраструктуру сильно коррелирует со скоростью реализации проекта. Если им заниматься долго - теряешь большой доход. Опять же есть минусы и плюсы, и страна сама должна решить, как поступить.
Третье. У стран может возникнуть вопрос, не начнет ли Китай оказывать влияние в других, не­экономических, стратегических областях, если будет реализовывать с вами какой-то проект. И опять-таки страна сама должна найти ответ на этот вопрос. Безусловно, если экономические отношения между странами стали более тесными, их зависимость друг от друга увеличивается. Россия продает энергоресурсы Китаю, а он их покупает. Это ведет к более широкому сотрудничеству. Хорошо ли это для России (и других стран, согласившихся участвовать в проекте. - Ред.)? Хорошо ли для Китая? Это стратегические вопросы, на которые каждая страна должна найти ответы. Если вы считаете, что по политическим или геополитическим причинам это невыгодно... Но во многих случаях экономическое сотрудничество не имеет отношения к политике. Если вы построили железную дорогу, соединяющую две страны, какие тут могут быть геополитические последствия? Только если вы думаете, что по ней можно доставить военных. Но если так, не стройте. Китай всегда занимал такую позицию: страна должна сама решить, чего она хочет.
Мое мнение: если я построил завод в вашей стране, то несу риски. А если его остановят? Или экспроприируют? Что я могу сделать? Проект создает возможность получения выгоды обеими сторонами, но они обе должны по-умному к нему подойти. Если одна из них этого не сделает, проиграют обе.
“Ведомости”

Поделиться
Класснуть

Свежее