4911

Почему Путин не взял Киев?

В среде оппозиционных украинских блогеров и политологов этот вопрос сейчас бурно обсуждается

На фоне быстро меняющихся балансов в мировой экономике и политике реальный шанс для американцев уберечь свое доминирование в мире - это вернуть контроль над Евросоюзом и его экономикой. Скажем, через ту же анонсированную зону свободной торговли между США и ЕС. Инструментом тут могло служить лишь создание зоны конфликта между Россией и Европой. Ведь последняя в ущерб себе же и в пользу США должна была бы пойти на разрушение многомиллиардных торгово-экономических связей и проектов с РФ (от рынков газа до инвестиционных потоков). И все эти связи переориентировать на Америку.
Игра пока не закончена, рассчитана она не на один год и зависит от массы промежуточных сценарных вариаций - от возможной дестабилизации в Китае (события в Гонконге, где прямо сейчас наблюдается попытка очередного Майдана) до крайне людоедской истории с боевиками т.н. ИГИЛ в Ираке и Сирии. Впрочем, самое главное - вся эта свистопляска однозначно очень дорого стоила бы самому Евросоюзу, также переживающему худшие времена в своей экономике. Например, чего только стоит возможная переориентация ЕС с трубопроводного российского газа в пользу спотового сжиженного североамериканского, который априори дороже российского раза в полтора-два!
Вы спросите, при чем тут Украина? Как же - главный транзитный узел российского голубого топлива! Ок, но каково же в этой сложной многоходовке ее будущее? Объективно говоря, на данный момент ответ на второй вопрос для Белого дома уже не имеет столь важного значения. Мавр сделал свое дело - роль тарана между Европой и Россией сыграна. Теперь, возможно, внимание супердержав будет переключаться на другие, куда более важные регионы.
А тем временем в стране победившего Майдана экономика и финансовая система, ускоряясь, летят в пропасть. Вам не кажется все это очень странным? Если бы американский истеблишмент действительно испытывал к Украине и ее населению хоть какие-то сантименты, то никакой финансовой катастрофы просто не было бы. Нас бы залили дешевыми кредитами и инвестициями, да так, чтобы вся Украина окончательно убедилась, что это именно тиран Янукович не давал ей зажить богато, как в ЕС, мешал ей, понимаешь, слиться с оным в едином экстазе евроинтеграции.
Однако что мы наблюдаем на практике? Запад равнодушно смотрит за этим нашим полетом в пропасть. Не только российский, но и западный капитал живо бежит с Украины.
А значит, прямо сейчас Украина находится в шаге от неконтролируемого полета еще дальше вниз. Западные рейтинговые агентства присвоили нам рейтинг ССС-, который нынче имеют только самые бедные республики Африки и который означает самую высокую (т.е. выше уже некуда) вероятность дефолта.
О том, что нам с вами, скорее всего, предстоит узнать, что же на практике означает это слово, уже в открытую говорят и на Западе. Даже знаменитый экономист, давний консультант многих наших либеральных реформаторов Андерс Аслунд, чьи прогнозы по Украине до сих пор имели обыкновение быть очень оптимистичными, уже заявляет: мол, дефолта Украине вряд ли избежать.
Дело в том, что уже в ноябре Россия имеет все основания потребовать от Украины досрочного погашения евробондов на сумму $3 млрд. Об этом, в частности, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов. Одним из условий выпуска украинских еврооблигаций, которые были выданы нам в конце прошлого года при Януковиче (и которые позволили нам не свалиться еще в марте туда, куда мы летим только теперь), был запрет на превышение порога долга в 60% ВВП. В случае нарушения этого условия держатель еврооблигаций может требовать их досрочного погашения. В настоящее время украинский ВВП сокращается (в долларовом эквиваленте - скоро вдвое), а внешний долг растет. По оценке Минфина РФ, опасный порог в 60% Украина, скорее всего, уже переступила. Это означает следующее: если даже не брать во внимание все проблемы с “Газпромом” и МВФ, отказ от погашения по евробондам будет уже официально тем самым госдефолтом Украины.
Обратите внимание: несмотря на такое вот балансирование на грани пропасти, Запад через МВФ и свои правительства с начала года выделил Украине просто смешные суммы. Возможно, их бы хватило на какой-то период, чтобы госфинансам совсем не слететь с катушек. Но только если бы Порошенко (Петр, президент Украины. - Ред.) закончил войну максимум между маем и августом, вернув ситуацию в экономике и политике в то более-менее предсказываемое положение, которое было до Майдана. А также, безусловно, если бы хоть попытался договориться с Россией - по газу, по Донбассу, по рынкам сбыта. Возможно, именно этой ограниченностью времени и была продиктована такая спешка с АТО (приказ брать Донбасс любой ценой и незамедлительно). Однако обернулась она в итоге колоссальными просчетами в планировании операций, затем котлами и разгромом самых дееспособных частей ВСУ.
Отсюда вопрос: будет ли Запад и дальше поддерживать Украину и заступаться за эту власть, как до того? Возможно, еще какое-то время от полной катастрофы удерживать ее и будет. Но массированно помогать - исключено. Опять же: иначе бы давно помог, спас и озолотил режим Порошенко. А коль этого не происходит, то точно уже не произойдет никогда. Видимо, дальнейшая судьба этой власти для Вашингтона и Брюсселя теперь не так уж приоритетна.
Впрочем, проблема не только в этом. Скажем, для возврата ситуации в нашей экономике хотя бы к уровню, который был до Майдана (мы уже не говорим о каком-то рывке в ближайшие лет 5-10), Украине нужно как-то компенсировать все ее потери на рынках России, а также прочие кумулятивные издержки (типа утраты доверия инвесторов, замещения и вхождения в новые рынки и т.д.). А это исчисляется не парой миллиардов, которые нам дал и пока еще обе­щает (но все откладывает) МВФ. И даже не десятками, а доброй сот­ней “ярдов”. Причем с гарантией на ближайшие полтора-два года, не длиннее. Желательно безвозвратно и в подарок - ведь потери Украины на рынках России нарастающие, а не разовые. Но у Запада сейчас просто нет настолько масштабных ресурсов.
Вообще, именно этим фактом и можно объяснить внезапный провал АТО и готовность Порошенко идти на перемирие с ДНР и ЛНР. Это значит, что ситуация стала запредельно критической. Не столько в плане потерь на фронте (их было много и в июне, и в июле), сколько в тылу, с экономикой.
Так вот, ситуация, в которую неизбежно вляпается в итоге Украина и победившие герои Майдана, для Кремля вполне легко просчитывалась. Судите сами: зачем ему было возиться с открытой войной ради спасения кресла Януковича? Зачем брать Киев и тем самым наживать себе такие колоссальные сопутствующие проблемы?
Зачем, наконец, оккупировать государство-банкрот и брать весь его полтораста миллиардный долг на свой бюджет по всем меж­дународным нормативам на сей случай? Зачем это делать до того, как оно само объявит о своем банкротстве? Украинцам просто дали прочувствовать это самое “европейское счастье” на собственной шкуре. А Западу - насладиться пирровой победой, взять ответственность за это “украинское счастье” целиком на собственный карман. Но поскольку ни первое, ни второе невозможно было априори, кремлевские аналитики просчитали, что тут самая идеальная тактика соответствует древнекитайскому принципу “Сиди спокойно на берегу реки и жди, когда мимо тебя проплывет труп твоего врага”.

Юрий ЛУКАШИН, cont.ws

P.S. О чем давно и хорошо известно за кулисами мировой политики, что так же хорошо просчитали в Кремле и о чем не догадывается большинство украинских граждан, а также их незадачливых политиков? Например, почему Украину никто и никогда не примет в ЕС? Известный финансовый аналитик Александр ОХРИМЕНКО на этот главный вопрос украинского бытия дал вполне исчерпывающий ответ. Дело в том, что по законодательству ЕС количество депутатов в Европарламенте зависит от количества населения страны. Раньше в ЕС без проблем принимали мелкие страны типа Литвы или Словакии - мало населения, и, соответственно, их депутатов мало. Если же принять в ЕС Украину или Турцию (ее тоже не принимают по этой же причине, хотя она подала заявку на членство в ЕС уже больше 10 лет назад), то будет проблемка. Автоматически количество депутатов от Украины плюс депутаты от Польши, Литвы, Латвии и других восточноевропейских стран будет больше, чем от Франции или Германии, включая их основных союзников. В результате Германия и Франция потеряют контроль не только над Европарламентом, но и главное - над правительством ЕС. Зачем им это нужно?

Поделиться
Класснуть