1690

Карабахское возгорание

Будущее Нагорного Карабаха - в тумане?

Обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией в разгар украинского конфликта вносит значительный фактор неопределенности для всех ключевых игроков: России, с одной стороны, и США с ЕС - с другой

Худой мир между Арменией и Азербайджаном, периодически прерывавшийся короткими перестрелками, на сей раз попытались подорвать всерьез: в ночь на 1 августа на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана возобновились бои с использованием тяжелого вооружения. Обе стороны несут потери. За последние дни, по разным данным, погибли не менее 13 азербайджанских военнослужащих, со стороны Армении - 5 человек. Развитие этого конфликта может стать самым серьезным экзаменом для политики России в регионе.

Вспышка с юга

Совсем неожиданной активизацию этого конфликта назвать нельзя: о возможном возобновлении конфликта в горячей форме говорилось уже несколько лет и с разных сторон. От постоянно случающихся стычек очередное обострение отличается двумя факторами: быстрый переход к применению тяжелого вооружения, включая артиллерию, и беспрецедентное практически немедленное признание Азербайджаном наличия большого количества погибших. Оценки экспертов по поводу возможных перспектив развития конфликта различны. Кто-то считает, что этот инцидент может перерасти в более масштабное столкновение, кто-то, напротив, полагает, что момент для опасного разогрева уже упущен.
Тем не менее постоянно сохраняющаяся напряженность на границе двух соседей России, один из которых, Армения, является союзником Москвы по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заставляет внимательно относиться к происходящему, особенно в условиях, когда любое движение России в военной сфере отзывается острой реакцией по всему миру.
Специфика карабахского конфликта заключается в непризнанности спорной территории (см. “Только факты” на этой стр.). Контролируемый Арменией Нагорный Карабах, на территории которого создана Нагорно-Карабахская Республика, де-юре является частью Азербайджана. Вместе с тем, учитывая значение данного региона для Армении, любое покушение Баку на территорию Карабаха расценивается как нападение на саму Армению.
Состояние неустойчивого равновесия, в котором существует регион последние 20 лет, обусловлено двумя основными факторами. С одной стороны, наглядно продемонстрированное в начале 1990-х годов более высокое качество армянской военной машины в сочетании с членством Армении в ОДКБ останавливает Азербайджан от повторения пройденного, по крайней мере, пока первую скрипку в военном руководстве этой страны играют те, кто принимал в той войне непосредственное участие.
С другой стороны, растущая разница экономических возможностей Армении и Азербайджана постепенно сказывается и на военном потенциале. Достаточно сказать, что военный бюджет Азербайджана, приближающийся к четырем миллиардам долларов, сравним с общим государственным бюджетом Армении. В этих условиях, если конфликт все же возобновится в больших масштабах, Армении придется рассчитывать главным образом на военную поддержку со стороны России, однако политическая обстановка “здесь и сейчас” может сильно усложнить ситуацию.
Вспышка с юга в разгар украинского конфликта вносит значительный фактор неопределенности для всех ключевых игроков. США и ЕС, заинтересованные в стабильности в Закавказье, в том числе и в силу экономических причин - Азербайджан рассматривается как один из конкурентов России в обеспечении топливом стран ЕС, - не могут позволить себе раскачивать ситуацию с непредсказуемым результатом.
То же самое касается России: конфликт на Украине уже сильно осложнил отношения между Москвой и Западом, и резкие движения в Закавказье могут быть восприняты как попытка кардинальной ломки сложившейся на постсоветском пространстве системы отношений, последствия чего также трудно спрогнозировать. Вместе с тем события последних месяцев уже продемонстрировали, что в ряде случаев логика имеет весьма опосредованное отношение к принимаемым решениям, поэтому исключать вероятность разрастания конфликта нельзя.

Отсроченный экзамен

Масштабный конфликт между Арменией и Азербайджаном, неважно, возобновится он сейчас или спустя год-другой, грозит стать самым серьезным испытанием для системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве, выстроенной под эгидой России.
Вооруженные силы Азербайджана, как уже отмечалось, значительно превосходят ВС Армении, включая и армию непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Однако это превосходство не дает никаких гарантий точно так же, как и в начале 1990-х годов. Вместе с тем более высокий мобилизационный потенциал и экономические возможности Азербайджана позволяют этой стране вести против Армении затяжную войну, в случае которой единственным спасением для Еревана становится поддержка со стороны России.
Возможности оказания этой поддержки, однако, могут быть серьезно ограничены. С учетом отсутствия общей границы между Россией и Арменией ключевую роль в случае войны приобретает позиция Грузии, которая может закрыть военный транзит через свою территорию. В этих условиях единственной реальной возможностью поддержки останется непосредственное воздействие Вооруженных сил России на территорию Азербайджана в соответствии с четвертой статьей договора о коллективной безопасности, в том числе и с использованием тех сил, которыми Россия располагает на территории Армении (102-я военная база в Гюмри). Однако возможность подобного воздействия ограничена тем, что Азербайджан может вести войну, ограничивая ее только территорией Карабаха. Подобная стратегия хоть и обеспечит Степанакерту и Еревану неприкосновенность тылов, не позволит квалифицировать войну как нападение на саму Армению.
Однако прикрыться этим формальным поводом для невмешательства, ограничившись лишь словесными протестами, будет худшим вариантом для Москвы, особенно с учетом активного переоснащения российских войск в регионе в последние годы. Материальные возможности России позволяют провести эффективную операцию “по принуждению к миру” против любого возможного оппонента на Каспии, и политическое отступление будет воспринято прежде всего как морально-психологическая неготовность защитить от нападения союзников, которым было обещано покровительство.
Если рассматривать версию о внешних источниках очередного карабахского обострения, то нельзя исключать того факта, что мы наблюдаем очередной раунд проверки готовности России соответствовать взятой на себя роли арбитра в постсоветском Закавказье и Центральной Азии. Определенные результаты могут быть продемонстрированы уже скоро: президенты Армении и Азербайджана Серж САРГСЯН и Ильхам АЛИЕВ должны 8-9 августа встретиться в Сочи для обсуждения карабахской проблемы.

У президентов Азербайджана и Армении Ильхама АЛИЕВА (слева) и Сержа САРГСЯНА впереди трудный разговор....

102-я российская военная база в армянском Гюмри.

Lenta.ru

Только факты

 - Межобщинный конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе имел свои давние исторические корни, а новую остроту приобрел в конце 80-х гг. XX в. на фоне подъема национальных движений в этих странах.
- С 1991 по 1994 год конфликт привел к масштабным военным действиям, в результате которых, по разным оценкам, армянская сторона потеряла от 5 до 6 тысяч человек убитыми, включая мирное население. Потери Азербайджана составили около 7 тысяч человек убитыми, причем основная часть потерь пришлась на войсковые формирования.
 - 5 мая 1994 года был подписан Бишкекский протокол о перемирии и прекращении огня между Арменией и самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном с другой.

Utro.ru

Поделиться
Класснуть