1160

Виртуальное бессознательное

В минувшее воскресенье стало известно о том, что более полумиллиона пользователей социальной сети Facebook оказались невольными участниками масштабного эксперимента, в ходе которого психологи манипулировали их настроением

Пользователи Facebook выступили в качестве невольных участников крупного эксперимента, изучавшего изменение настроения человека. Сам эксперимент проводился в 2012 году, его результаты были опубликованы в журнале “Труды Национальной академии наук Америки” весной текущего года, однако внимание к нему оказалось привлечено только сейчас, когда об эксперименте написал британский научный журнал New Scientist.

Как следует из материалов исследования, в течение недели ученые Адам КРЕЙМЕР из Facebook, Джейми ГИЛЛОРИ из университета Калифорнии в Сан-Франциско и Джеффри ХЭНКОК из университета Корнелла занимались манипулированием новостной лентой 689 тыс. пользователей Facebook, выясняя, насколько меняется настроение у людей в зависимости от содержания ленты. В ходе эксперимента выяснилось, что те пользователи, которым искусственно ограничивали количество позитивных новостей в ленте, были склонны писать более негативные посты, и наоборот.
“Результаты показывают, что эмоции, выражаемые другими в Facebook, оказывают влияние на наши эмоции, составляя экспериментальное доказательство крупномасштабного распространения на других людей эмоциональных состояний и форм поведения посредством внушения, - говорится в докладе. - Учитывая масштаб социальных сетей, таких как Facebook, даже небольшой эффект может иметь огромные совокупные последствия… Онлайн-сообщения оказывают влияние на переживаемые нами эмоции и могут оказывать влияние на целый ряд действий в реальной жизни”.
Сообщение об исследовании вызвало настоящую бурю. Тем более что, по некоторым данным, ученые перед началом эксперимента не обратились в соответствующий Институциональный совет по проверке (IRB). Такие советы обычно проверяют деятельность ученых в экспериментах, проводимых над людьми, разрешая эксперименты или запрещая их по этическим основаниям. По словам одного из экспертов, Адриен ЛАФРАНС, проверенные ею документы заставляют усомниться в том, что обычная процедура обращения в IRB была соблюдена.
Газета Financial Times и интернет-сайт журнала The Atlantic Monthly цитируют редактора исследования Сьюзен ФРИСКЕ, профессора психологии Прин­стонского университета, назвавшую исследование зловещим и признавшуюся, что у нее были сомнения относительно этической стороны вопроса. Впрочем, говорит она, исследователи убедили ее в том, что у них есть все необходимые разрешения.
“Facebook прекрасно знает, что может выходить за пределы дозволенного, вторгаться в частную жизнь своих пользователей, использовать их информацию и выходить сухим из воды, - цитирует агентство Bloomberg профессора технологии и права университета Мэриленда Джеймса ГРИММЕЛЬМАНА. - Facebook годами делает то, что пугает людей”.
Большинство ученых, проводивших исследование, никак его не комментируют. С невнятным извинением выступил Адам Креймер, который на своей странице в Facebook написал, что его группа весьма сожалеет о том, как отчет об исследовании описал само исследование, и о том беспокойстве, которое такое описание могло вызвать. Сама же компания, как следует из ее заявления, не видит причин извиняться. “Мы проводим исследования для улучшения наших услуг и для того чтобы контент, который видят наши пользователи, был настолько важен и интересен, насколько это возможно. В значительной части это заключается в понимании того, как люди реагируют на разного рода контент. Мы тщательно рассматриваем все исследовательские работы, которые проводим, и у нас существует жесткий внутренний контроль”,- цитирует Forbes представительницу Facebook. Что же до того, имела ли компания право проводить такое исследование, то эксперты говорят, что формально она не нарушала никаких правил. В пользовательском соглашении указано, что Facebook может собирать информацию “для анализа данных, тестирования, исследований и улучшения сервиса”. Что же до распространения такой информации, то оно возможно не только в случае получения согласия пользователя или предварительного уведомления пользователя, но и в том случае, когда из информации “удалены ваше имя и любые персональные идентификаторы”.

“КоммерсантЪ”

Кстати

Активный, навязчивый бренд

Потребители не обращают внимания на рекламу в социальных сетях. К такому выводу пришли аналитики компании Gallup после опроса 19 тыс. американцев. Лишь 5% опрошенных заявили, что активность брендов в социальных сетях влияет на их решение о покупке.

Более 60% опрошенных ответили, что информация из социальных сетей никак на них не влияет. Еще 13% заявили, что существует лишь некоторая взаимосвязь между их покупками и маркетингом в социальных медиа. Респонденты часто не осознают влияния соцсетей на свой выбор, считает российский специалист по интернет-маркетингу Николай КАЗАНЦЕВ.
“Люди принимают за рекламу в социальных сетях то, что они видят, строго говоря, под надписью “реклама”. На самом деле, это далеко не так. Когда ваш друг ставит лайк под постом того или иного бренда и вы видите это в своей ленте, - это тоже реклама в социальных сетях. Вся активность в социальных сетях тех или иных брендов может использоваться как реклама”, - уверен Казанцев.
После публикации данных исследования Gallup его раскритиковали представители Facebook. В социальной сети считают, что люди не признались бы открыто в зависимости от своего выбора от SMM (процесс привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные платформы. - Ред.). В компании отметили, что их исследования в этой сфере гораздо надежнее. Возражения Facebook оправданны, но данные Gallup и так показывают огромную зависимость пользователей от рекламы в социальных сетях, считает основатель российского SMM-агентства “Мохнатый сыр” Антон НОСИК.
“С одной стороны, правы представители Facebook, когда они говорят, что не все воздействия в социальных медиа людьми непосредственно осознаются. Это не такая прямая связь, как клик, а зачастую довольно-таки отложенная. Но, с другой стороны, если 30% покупок сегодня в мире делается по опосредованному воздействию месседжей из социальных сетей, то это гигантская цифра”, - считает Носик.
Согласно исследованию Gallup, наибольшей восприимчивостью к рекламе в соцсетях обладает так называемое поколение Y, рожденное между 1980 и 2000 годами. Наименьшую зависимость ожидаемо показали пожилые люди.

“КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть