1629

Мы ждём перемен

Над человечеством нависла смертельная опасность: нынешняя ситуация на планете чем-то напоминает время, предшествующее началу Первой мировой войны

Спокойствие и стабильность, похоже, еще не скоро воцарятся в нынешнем мире. Постепенно отступающий финансовый кризис, изрядно потрепавший американскую и европейскую экономику, уступает место новой глобальной напасти, последствия которой могут быть куда более серьезными и непредсказуемыми.

Политика и глобализация

После финансового кризиса в США и долгового в еврозоне мир столкнулся с новой угрозой, которая заключается в росте политических рисков. Число правительственных кризисов и массовых протестов за последние три года оказалось на 54 процента больше, чем за предыдущие 10 лет, утверждается в исследовании Citigroup “Vox Populi Risk”. Политические факторы серьезно давят на мировую экономику, хотя инвесторов по-прежнему в первую очередь беспокоят риски в США, а не на развивающихся рынках.
Риски категории Vox Populi (глас народа, лат. - Ред.) - явление не новое, отмечают авторы исследования. В 1960-х годах в США были движения за гражданские права и протесты против войны во Вьетнаме, в 1968 году - студенческие волнения в Европе, в 1989 году - падение железного занавеса и распад Советского Союза. Но эти события, как правило, имели последствия на национальном или региональном уровнях, в то время как в эпоху глобализации движение “Оккупируй Уолл-стрит” или “арабская весна” влияет уже на ситуацию во всем мире.
Аналитики Citi делят риски Vox Populi на четыре категории: риски при проведении выборов, протесты в стиле “флешмобовской демократии”, геополитические риски и референдумы (по вопросу независимости Каталонии, Шотландии, выходу Великобритании из ЕС). Сегодня отличительной особенностью протестных движений не только на Западе, но и в развивающихся странах является то, что их двигателем все чаще становится средний класс. Это показали события в России, Бразилии, Турции, Индии и ЮАР в 2012-2013 годах, считают в Citi. За последние три года среднегодовое число массовых уличных протестов и отставок правительств в развитых и основных развивающихся странах составило 21,7 по сравнению с 14,1 в период 2000-2010 гг. Чаще всего люди выражают недовольство неэффективностью политических институтов и коррупцией в рядах правящей элиты.
Только за последние полгода мир пережил серию крупных политических потрясений: кризис в конгрессе США, приведший к первой за 17 лет приостановке деятельности американского правительства, военный переворот в Египте, обострение ситуации в Южно-Китайском море, массовые протесты в Таиланде и Турции, очередная фаза войны в Сирии и, наконец, вторая украинская революция и аннексия Крыма.

Губительные последствия

Риски Vox Populi грозят целым рядом последствий для общества и экономики. Наименее опасные из них это замораживание реформ, возникновение новых партий, слабость политических коалиций, мирные протесты. Наиболее серьезные - рост национализма, массовые уличные беспорядки, перевороты и гражданские войны. Согласно подсчетам и оценкам Citi, в период с 2011 по апрель 2014 года из 69 подобных политических событий 43 имели ограниченные рыночные последствия, 17 - средние, а 9 - дестабилизирующие. К последним авторы относят переход Крыма к России, революцию в Египте, успех на выборах леворадикальной “Сиризы” и ультранацио­налистической партии “Золотая заря” в Греции, оппозиционного движения “Пять звезд” в Италии, а также массовые протесты в Таиланде, Бразилии и Турции.
Политическая нестабильность грозит снижением потребительской активности (граждане начинают экономить, делать сбережения и покупать меньше товаров), что негативно сказывается на росте ВВП. Возможно также падение фондового рынка, снижение капитальных расходов и притока инвестиций, как это произошло на Украине.
Важным результатом могут стать изменения в экономической политике в целом. Так, действия России на Украине и в Крыму окажут влияние на инфраструктурные инвестиции в Европе, власти которой постараются снизить энергетическую зависимость от России. Следствием этого станет увеличение финансовых вливаний в транспортную отрасль, проекты по организации поставок и хранения газа (включая СПГ), угля, нефти и урана, а также в мощности по производству электроэнергии, отмечается в докладе.

Инвесторы смотрят на Запад

Непредвиденные политические события, как правило, вызывают всплески волатильности на рынках. Как утверждается в докладе Citi, за последние пять лет в половине случаев, когда индекс волатильности Чикагской биржи VIX совершал особо резкие движения за день, причиной тому были именно события категории Vox Populi.
Вместе с тем авторы доклада приходят к выводу, что мировые рынки, в первую очередь западные, все же имеют достаточно высокий иммунитет к рискам Vox Populi. “Это не значит, что резкое усиление политических рисков не может дать толчок волатильности на глобальных рынках, как мы видим на примере украинского кризиса. Но долгосрочное влияние на рынок будет более локальным. Мировые инвесторы могут рассматривать нынешний кризис в качестве причины для продажи российских активов. Возможно, они увидят основание для продажи активов на развивающихся рынках. Но они не рассматривают происходящее в качестве повода для продажи акций в индексе S&P” - говорится в исследовании Citigroup. Более того, политические потрясения в развивающихся странах зачастую повышают привлекательность финансовых активов на развитых рынках.
Инвесторов больше беспокоит то, что творится в США, на долю которых приходится 49 процентов всей мировой рыночной капитализации, в то время как у развивающихся рынков этот показатель в сумме составляет менее 10 процентов. “Сейчас глобальные рынки больше интересуются следующими шагами Джанет ЙЕЛЛЕН (глава ФРС США. - Ред.) по программе количественного смягчения экономики, чем следующим ходом Владимира ПУТИНА (президент РФ. - Ред.) на Украине”, - заключает Citigroup.

Ответа не знает никто...

В том, что современный мир стремительно меняется, сомнений остается все меньше. Причины кроются в противоречиях, заложенных в действующих социально-политических моделях, сформированных в годы противостояния двух систем. Исчезновение этого противостояния с распадом СССР и образовавшийся в результате вакуум привели к ускоренной эрозии и разрушению этих моделей. Современный капитализм трещит по швам под напором, с одной стороны, социалистических веяний и мультикультурализма, с другой - являющихся реакцией на них нацио­налистических устремлений.
Все это расшатывает устои западной цивилизации. Она все еще играет определяющую роль в мировом развитии, но стремительно теряет силы под напором новых растущих систем.
Какими могут оказаться последствия этих рисков? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Можно лишь предположить, что нынешняя ситуация чем-то напоминает время, предшествующее началу Первой мировой войны. К ней, как известно, привел кризис колониальной модели миро­устройства и растущие социально-политические и территориальные противоречия в Европе.
Некоторые косвенные признаки катастрофы начинают проявляться уже сейчас. В том, что они имеют общемировой характер, сомневаться не приходится - стоит взглянуть хотя бы на географию “арабской весны” и массовых антикапиталистических выступлений. Выльется все это в “третью мировую” или другую глобальную беду, сказать сегодня невозможно. Но предчувствие глобальных перемен буквально разлито в воздухе.

УТРО.ru, РБК

Поделиться
Класснуть