3245

На грани провала

Российская экономика вступила в период стагнации 

После недавнего опрометчивого прогноза экс-главы Министерства экономического развития (МЭР) РФ Андрея БЕЛОУСОВА о возможном впадении в рецессию уже этой осенью другие представители ведомства стараются
не разбрасываться пугающими пророчествами. Однако их заявления все равно выглядят достаточно тревожно, ибо сколько ни говори “халва”, во ртуслаще не станет - ситуация очевидно ухудшается, и скрывать это бесполезно. Первый месяц лета, по совместительству являющийся последним месяцем II квартала, не оправдал ожиданий: уйти из состояния стагнации не удалось.

Печальной вестью на днях поделился и заместитель министра экономического развития Андрей КЛЕПАЧ. Согласно данным министерства, в июне рост экономики составил 1,5%; с учетом сезонного и календарного факторов это означает, что роста ВВП не наблюдалось. По итогам первого полугодия экономика прибавила 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во II квартале - 1,9% в годовом выражении. Фактически это означает признание того, что уже минимум полгода экономика топчется на месте. И это вместо минимально необходимого роста в 5%, о котором так много говорилось на самом высоком уровне в прошлом году. Сегодня напоминания об этой “пятерочке” выглядят неуместно.
Добавим, ранее тот же Клепач предупреждал, что даже низкие темпы роста, не говоря уж о стагнации, для экономики являются не меньшим злом и угрозой, нежели рецессия: “Это означает, что мы оказываемся неконкурентоспособными. Такого рода траектория для России является проигрышем и в этом смысле недопустима”. Получается, что его заявления, по сути, выглядят не менее зловеще, чем прогнозы бывшего начальника. Здесь нелишне будет отметить, что пока экономика в целом балансирует на грани, промышленный сектор де-факто за нее уже свалился и несколько месяцев пребывает в рецессии.
О том, что Россия проигрывает, свидетельствует и отток капитала, который вновь усилился. Июнь оказался рекордным месяцем с точки зрения провала инвестиций в основной капитал, признался Клепач. С учетом сезонного фактора они снизились на 2,4%. Правда, в этом вопросе МЭР выступает редкостным оптимистом и продолжает надеяться не просто на прекращение бегства капитала, но и на возврат беглых инвесторов. Во втором полугодии ведомство прогнозирует улучшение по данному показателю, а по итогам года будет зафиксирован рост на 4,6%, объявил Клепач. Но даже эта скромная цифра будет не в состоянии замаскировать размер потерь: в целом отток капитала из России по итогам года составит $50 млрд. вместо ранее прогнозируемых $30-35 млрд., был вынужден констатировать зам­министра.
Самое печальное, что подобные вынужденные признания, в свою очередь, способствуют ухудшению ситуации. По мнению экспертов Высшей школы экономики, якорем, который до недавних пор удерживал экономику от сползания в рецессию, послужил потребительский сектор. Но ожидать значимого его роста во втором полугодии явно не стоит. Очевидно, что негативный информационный фон, снижение курса рубля, рост опасений относительно возможной потери работы и прочие столь же неприятные факторы покупательскому ажиотажу отнюдь не способствуют.
Добавляют пессимизма гражданам и своеобразные методы “лечения”, используемые российскими властями. Под угрозой образования нехилого бюджетного дефицита они решают сократить государственные расходы на медицину и образование, чтобы изыскать средства на финансирование новых мегапроектов, сомнительных с точки зрения окупаемости и потенциального экономического эффекта, тем более в российских реалиях.

УТРО.ru

А тем временем

Страшней мигранта зверя нет?

Граждане России считают заселение страны мигрантами более реальной угрозой, чем упадок науки, культуры и образования. Такие выводы сделали эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основе социологического опроса. При этом угрозу прихода к власти фашистов они считают менее вероятной, чем атаку из космоса.

ВЦИОМ провел исследование того, какие опасности для страны кажутся сегодня российским гражданам наиболее реальными. Выяснилось, что самой очевидной угрозой для жителей России является перспектива заселения страны “представителями иных национальностей (китайцами, вьетнамцами и др.)”. Такое развитие событий считают вероятным 35% граждан.
При этом упадок культуры, науки и образования среди реальных угроз только на втором месте. Людей, считающих это серьезной проблемой, - 33%. Далее в списке угроз следуют экологическая катастрофа (28%), террористические акты в отношении стратегически важных объектов (28%), исчерпание запасов нефти и газа (25%), вымирание населения из-за низкой рождаемости (23%) и резкое снижение уровня жизни (22%).
Не склонны респонденты опасаться внешних угроз: возможность войны со странами Запада беспокоит всего 11% опрошенных, со странами юга и юго-востока - 11%, военных конфликтов с ближайшими соседями - 10%. Потеря государственного суверенитета беспокоит 10% опрошенных.
Политические риски граждане также не принимают близко к сердцу: угрозу гражданской войны усматривают лишь 13% опрошенных, переворот при поддержке западных спецслужб или “цветную” революцию - 10%. Наиболее ощутимой политической угрозой граждане считают раскол внутри нынешней правящей верхушки (24%).
Наименее вероятны распад страны (опасаются только 9% опрошенных) и приход к власти фашистов (6%). Эти страхи в сознании россиян существенно уступают даже рискам атак из космоса (реальными их считают 17%).

Газета.ru

24.07.2013

Поделиться
Класснуть