3024

Случалось, садились не в тот самолёт

О “Дервишах” в жизни и на сцене рассказал Дильмурат БАХАРОВ - бессменный солист и руководитель легендарной группы, которая в этом году отмечает 25-летний творческий юбилей

Случалось, садились не в тот самолёт

- Если рассказывать все с самого начала, то наш коллектив родился, когда я, студент консерватории, познакомился с такими мэтрами музыки, как Адиль ЖАМБАКИЕВ, Азиз МАСИМОВ и Аким ТОХТАХУНОВ. Всех нас и можно назвать основателями “Дервишей”, - вспоминает Бахаров. - Я только начинал писать свою музыку на студии, а они, слушая мои песни, говорили, что это что-то новое.

Так с их легкой руки я стал участником конкурса “Жас Канат”, где занял второе место. Было это в апреле 1999 года. Для более яркого выступления мы решили пригласить двух музыкантов с народными инструментами - дойрой и сурнаем. Это были Раимжан ХАМРАЕВ и Тахир БАРАТОВ. И когда мы выступали, Адиль и Азиз, сидя в зале и наблюдая за выступ­лением, не сговариваясь воскликнули: “Вот это и есть наша группа!”

Азия Дауысы июль1999 год.

Следующим шагом стал международный конкурс “Азия Дауысы” в июле того же года. И вышли мы на сцену, уже назвав себя группой “Дервиши”. Это были Азиз Масимов, Адиль Жамбакиев, Раим Хам­раев и я, Дильмурат Бахаров. Верили ли мы, что все затянется на 25 лет? Об этом никто из нас даже не задумывался! Когда все мы встретились, то не давали себе никаких установок, а просто очень хотели делать хорошую, качественную музыку.

- А как вы решились на такое противоречивое название? Ведь “дервиш” в переводе с персидского значит “нищий, бедняк”...

- Это одно из значений этого слова. Но есть и другое: дервиш - это кочующий странник, человек, который приходит в какой-то город, собирает народ, играет на инструменте и рассказывает о том, что происходит в разных городах и весях. Это тот, кто является носителем информации, как сейчас СМИ. И таких людей все вокруг любят, встречают с удовольствием, угощают самым лучшим, потому что, кочуя из города в город, они проповедуют добро своими песнями и танцами. Вот почему мы не побоялись стать “Дервишами”: не сидим на месте, постоянно в движении, в творчестве.

- Конкурировали ли вы с еще одной уйгурской группой - “Яшлык”? Кажется, вас иногда даже называли вторым “Яшлыком”.

- На песнях группы “Яшлык” первого состава мы все выросли. И могу сказать, что тот “Яшлык” и сегодняшний - это совсем разные ситуации. Но у нас всегда были немного разные слушатели. Более того, мы сотрудничали, я писал для них песни, которые они исполняют до сих пор. Поэтому ни о какой конкуренции даже не стоит говорить.

И мы не слышали, чтобы нас называли вторым “Яшлыком”. Скорее, нас называли второй “Яллой”. Так и говорили про нас: это же казахстанская “Ялла”! И все знали, что их визитная карточка - лирическая песня “Учкудук”, а наша - свадебная “Тойнамə”. Нам это даже льстило.

Жас Канат апрель 1999 год.

А бывали у нас и курьезные случаи, когда на самом деле путали с другими группами. Однажды в Павлодаре, в лифте гостиницы, одна девушка долго и восхищенно смотрела на нас, а потом созрела: “Я вас сразу узнала. Вы - группа “МузАРТ”. А в Астане в одном из ресторанов нас долго и пристально разглядывали два парня за соседним столиком. Через какое-то время они все-таки подошли с вопросом: “Вы же музыканты?” После нашего утвердительного ответа один парень хлопает другого по плечу со словами: “Я же тебе сразу сказал, что это группа “АБК”. Другое дело, когда сразу узнают и, например, в том же аэропорту не придираются, а уважительно обращаются: “Вы же “Дервиши”? Проходите!” Это очень приятно.

- А какими атрибутами звездной жизни могут похвастать музыканты из “Дервишей”? Особняки в горах, автомобили класса люкс, дачи у моря за границей?..

- Мы скромные дервиши! (Смеется.)

- Значит, когда надо, вы все-таки скромные, бедняки и нищие?..

- Мы обычные люди. От других отличаемся лишь публичностью, популярностью.

- Кстати, вы один из группы имеете почетное звание заслуженного деятеля Казахстана…

- Да, в 2021 году на День независимости глава государства наградил меня соответствующим почетному званию нагрудным знаком. И я буду очень рад, если и мои коллеги получат свои госнаграды, ведь не каждая музыкальная группа нашего поколения способна существовать столько времени!

- А бывали за эти 25 лет случаи, когда думали: “Все, группе конец!”?

- Не могу вспомнить такие ситуации, честно. Конечно, не бывает, когда ты все время на высоте. Случаются взлеты и падения. Это нормально. Другой вопрос: ты можешь быть бешено популярным на миг, а потом вообще исчезнуть. А быть всегда на плаву, идти по жизни спокойным шагом, не торопясь - это, наверное, немного сложнее. Но, как говорится, движение - жизнь. И это я называю творческой стабильностью, профессионализмом.

- Но в шоу-бизнесе это считается скучным, неинтересным, и кто-то даже специально устраивает скандалы. К тому же не верю, что за 25 лет никто из вашего сугубо мужского коллектива ни разу не сорвал концерт, не выпил лишнего, ничего не проиграл в карты!..

- Случалось, что наш аксакал Раим Хам­раев садился не в тот поезд, когда мы ехали на гастроли. И потом мы долго ждали, пока он доберется туда, куда надо. А еще бывало, что он садился на другой самолет! Но, к нашей радости, это не становилось причиной срыва концерта.

А еще была смешная ситуация, когда мы выступали в Алматы на одном юбилее. В здании было сразу несколько банкетных залов. Ребята подъехали раньше меня, их радушно встретили на втором этаже, посадили за стол, посчитав, что это подарок от кого-то из гостей. А я подъехал позже, жду этажом выше, ­нервничаю: скоро наш выход, а их все нет. Но потом мы созвонились и все выяснили. Как же не хотелось гостям со второго этажа отпускать “Дервишей”!

Ну а что касается выпивать - да, по праздникам можем собраться за столом. Это очень укрепляет наши отношения, считаем себя сплоченной и дружной семьей. В подтверж­дение могу привести такой факт: с июля 1999 года состав группы не менялся, мы расширялись, прирастали музыкантами. Потери случались лишь по уважительным причинам. Это было в 2004 году, когда из-за продолжительной болезни ушел из жизни Азиз Масимов, и в 2007-м, когда перешел на госслужбу Адиль Жамбакиев.

- Вы всегда говорили, что никогда не измените своим ребятам, даже выступать сольно отказывались, но в 2022 году вдруг согласились стать директором Республиканского государственного академического уйгурского театра. Как это сказалось на деятельности группы?

- Так получилось, что во мне увидели того человека, который может дать театру новый импульс, сделать что-то новое. Есть свои сложности, но считаю, что за три года театр действительно достиг многих важных результатов, сегодня о нем можно услышать массу хороших слов. А я часто говорю: главную оценку всегда дает зритель, народ.

Конечно, достаточно времени у меня отнимают административные вопросы, но считаю: когда есть хорошая команда, а она есть, то можно работать. Так что по-прежнему являюсь руководителем и солистом “Дервишей”. И театр, и группа занимаются одним важным делом - несут культуру в массы.

- Чем будете удивлять на юбилейном концерте, который пройдет на главной сцене Алматы 27 марта?

- Мы всегда делаем акцент на песни, на репертуар, который создаем с большой любовью к своему делу. Вот и в этот раз зритель послушает, потанцует под те песни, которые мы написали и 25 лет назад, и выпустили недавно в новом альбоме “Байрам”.

На сцене вместе с нами будет оркестр Al Jazz Symphony, люди увидят интерес­ные дуэты и инструментальные трио. Мы не гоняемся за модой, за новыми тенденциями, просто пишем добрые, приятные песни, чтобы они остались в серд­цах наших слушателей.

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть