1884

Тестостерон и горошек

Пьеса “Войцек” в Алматы: стильно-маскулинная премьера

Тестостерон и горошек

На основной сцене Немецкого драматического театра сложные двухуровневые декорации. Наверху - барабанная установка, гитары, микрофоны. Поют и играют громко, яростно-рокерски. Артисты то и дело выкатывают из-за кулис армейские койки. Все, что происходит на сцене, максимально брутально. Считывается азарт, с которым коллектив театра врывается в юбилейный 45-й сезон.

Режиссер спектакля Наталья ДУБС признается: аскетичность в декорациях и задумана, и вынуждена. Хотели сэкономить и будут отыгрывать в них сразу три постановки, которые последуют одна за другой в трилогии “и все про…”. Выбрали три драматургических персонажа - рядовой Франц Войцек (сегодняшняя премьера про него), в феврале будет король Лир, а в мае - Онегин.

- Казалось, всех их объединяет простая идея проявления классического мужского эгоизма. Есть три героя, помещенных в непростые жизненные обстоятельства. Вот мы и попытались показать, что мы про них поняли, - говорит Наталья Дубс.

Смогут ли герои выбраться из своих темных лабиринтов?

Основанную на реальных событиях пьесу Георга БЮХНЕРА “Войцек” (кстати, так и не оконченную) ставили ранее разные режиссеры в разных жанрах. Кроме спектаклей и фильмов, по пьесе поставлен балет, написана опера. В основе сюжета история про цирюльника из Лейп­цига, казненного за убийство жены в 1824 году. Но за убийством на бытовой, казалось бы, почве, скрывается какой-то тайный смысл. Один из персонажей жутковатый Доктор ставит над ним свои нечеловеческие эксперименты, рождая у подопытного рой галлюцинаций. Войцек горит от ревности, его драконят сослуживцы, сплетничая о любимой. Его буквально втаптывают в грязь ничтожность собственного существования, безденежье (потому он и согласился сотрудничать с Доктором), военная муштра. В мужчине разбухает гнев, жертвой которого и станет его возлюбленная Мария.

Последнее алматинское пришествие Войцека случилось несколько лет назад. Экспериментальный 28theater с Азаматом САТЫБАЛДЫ в главной роли взял тогда Гран-при на международном театральном фестивале “Подмосковные вечера-2018” за лучший актерский ансамбль. Но нынешний Войцек - Владислав ЛИТВИН буквально ничего не оставил от истории “маленького человека” и его бунта. Да, он, конечно, поглощает ненавистный горох (в пьесе из него состоит все меню - от котлет до шнапса), позволяет Доктору ковыряться в своей чести и мозгах (говорящая сцена с шуруповертом), ругает Марию за алые губы и горячую кровь, дуреет от преследующих его видений. Но при этом он здесь - глыба, скала, очень цельный даже в своем безумстве.

Но на сцене просто фонтанируют бешеной энергией и другие персонажи: Доктор, Повар-Бабуля, Тамбурмажор. Удалась и Мария (актриса Анна ГРУШНИЦКАЯ) - единственная на сцене женщина. При этом она не потерялась в мужской компании, передала метания своей героини от искушения до покаяния. Видеоряд, свет, хореография - результат коллективной работы артистов, делали все сами. Пошалили и с искусственным интеллектом - он создал песню “Об экзистенциальном кризисе зайцев”.

- “Войцек” - хороший материал, чтобы встряхнуть мужской состав нашего театра, чтобы они оторвались в нем, ожили, - улыбается режиссер.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть