214

Дух предков

В Aspan Galleri выставка одного произведения. Правда, войлок Гульнур МУКАЖАНОВОЙ занимает собой все пространство, и через его краски автор попыталась передать напряжение нынешнего времени.

Дух предков

Знатоки уверяют, что это очень серьезное художественное заявление. Неспециалисты потихоньку спрашивали на открытии у автора: почему рядом висят на подрамниках и другие работы. Гульнур терпеливо объясняла, что всего одна длиной 41 метр. А “дыры” символизируют разрывы нашего разрозненного общества. Причем чем ближе к концу произведения, тем больше становятся промежутки. Это означает нарастание конфликта.

Изначально работа длиной 16 метров была сделана специально для показа в Гонконге. В Казахстане она демонстрируется впервые. Более того, для родины Гульнур создала продолжение.

Вглядываться в шерсть в поисках сюжета не стоит. Вы увидите только краски и линии. По замыслу они передают весь сумбур, загруженность негативными и жуткими новостями. Если и есть какое-то авторское объяснение, то только одно - бесконечная линия горизонта.

- Все говорят об ужасах современной эпохи. Но разве нашим бабушках было легче? А ведь в традиционном войлоке всегда был мир и покой…

- Наверняка предыдущим поколениям жилось труднее, - объясняет Гульнур. - Я не могу точно сказать. Я передаю свои ощущения от сегодняшнего дня. Войлок теплый податливый материал, а здесь я его даже натягиваю на подрамник, чтобы еще сильнее подчеркнуть напряжение времени.

Войлок Гульнур делала собственноручно, частично за границей, в Берлине, где она сейчас живет, частично на родине. Во время работы думала исключительно о Казахстане. О тяжелом прошлом своего народа, о нынешних событиях. Она говорит, что сам материал позволяет ей в любой части мира ощущать свои корни.

- Со стороны кажется, что все нормально, люди улыбаются, сидят в кафе… Но реальность другая, и я пытаюсь это передать через свои работы. Не хочу размышлять об отдельных проблемах - так можно и в психушку попасть. Важнее общее ощущение. Этот материал дает мне прямой контакт с духами предков.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее