1323

Усилия впечатляют

В казахстанский прокат вышел фильм, который мог бы стать настоящей бомбой. Но пазл не сложился.

Усилия впечатляют
Айсулу ОНАРАН.

Кажется, что в этом кино есть все для невероятного успеха: незатасканная история, глубокая человеческая драма, проб­лемы экологии и потрясающие красоты Казахстана. Сам сюжет великолепен, к тому же основан на реальном событии 1992 года, когда в Аральском море судно ученых по ошибке слишком близко подошло к зоне испытаний биологического супероружия и смертельный штамм чуть не вырвался на волю. Киношники “докрутили” его, и в центре гуманистической драмы оказалась беременная женщина, которую захотели использовать в качестве объекта исследования.

С дотошностью воссозданы жуткие кадры: военные в костюмах химзащиты посреди раскаленной пустыни наблюдают гибель животных, черный пепел падает с неба, дохлой рыбой усеяны прибрежные воды. Всадники в противогазах едут на лошадях, которые тоже в противогазах, рядом собаки в такой же защите.

Для накала страстей есть американский шпион и стерва-исследователь, которая готова на все, чтобы добиться успеха. К тому же в главных ролях актеры с зашкаливающей харизмой - Дулыга АКМОЛДА, Алексей ШЕМЕС, Азиз БЕЙШЕНАЛИЕВ, Ольга ЛАНДИНА… Кажется, что зритель должен вжаться в кресло и трепетать все время до титров, тем более жанр определен как триллер. Но кино тянется бесконечно. Сценарий вязнет в эпизодах, прыжках во времени, документальных фитюльках. Главная пружина действия все никак не находится. Не всегда понятна логика происходящего, и приходится решать головоломки, складывая события. Еще и герои пытаются говорить научно-военным языком, что не добавляет живости. И дело не в том, что наш зритель избалован комедиями и не готов оценить серьезные работы, это уже избитое клише. Не в этом случае.

Участники команды с удовольствием рассказывали на предпоказе, как они прониклись идеей гуманизма и экологических катастроф, как были готовы сниматься и в 40-градусную жару, и при минусовой температуре. В общей сложности авто­транспорт команды про­ехал 100 тысяч километров, что в два с половиной раза больше длины экватора. Жили в палатках, обходились без горячей воды. Ловили ночью разбежавшихся обезьян, работали со змеями и скорпионами. Причем скорпионов выписали аж из Италии - они черные и на камеру смотрятся лучше, чем местные. Правда, эти “итальянцы” не выдержали нашего климата и кое-кто даже умер.

- Это были тяжелые, но вдохновляющие съемки, - говорит режиссер фильма, она же автор идеи и сценарист Айсулу ОНАРАН. - Мы вложили свое сердце, свою любовь и максимально хотели показать былую красоту Аральского моря. Поэтому соединили несколько красивых локаций, выходили в открытое море во время шторма. Массовку набирали в каждом городе, где проходили съемки, и всегда люди с удовольствием принимали участие и просили рассказать о том, какая трагедия происходит с дефицитом воды в их регионе.

Айсулу - человек с качественным зарубежным образованием, очень переживающий не за свою карьеру, а за будущее страны, хотя и живет в Лондоне. Это ее второй полнометражный фильм, и девушка уже знает, о чем будет ее следующее кино - о проблемах Семипалатинского полигона. Что касается “Острова Возрождения”, режиссер с удовольствием поделилась новостью, что его приобрели для проката в Турции. Причем, как говорит Айсулу, в этой стране в отличие от Казахстана прокатчики ей не ставят жестких условий, не просят сокращения, не советуют вместо театральных актеров снимать вайнеров, чтобы обеспечить кассовый успех.

Все это здорово, но понимание важности идеи не спасает фильм, если сюжет разваливается на пазлы и зритель устает от попыток собрать их в единое целое. Ах да, и самолет, пролетающий между клыками Босжыры, - это ту мач. Если это не откровенная фантастика.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО и из соцсетей, Алматы

Поделиться
Класснуть