Фото вместо торта
Театралы говорят: если в зрительном зале на премьере замечена Мария ГОРДЕЕВА с фотоаппаратом, значит, спектакль будет стоящий. Не подводит репортерское чутье и любовь к искусству. Ее профессиональными снимками засматриваются миллионы людей по всему миру.
На выставку Theater Moments (лучшие кадры со спектаклей) первыми пришли друзья. А как иначе, ведь “персоналка” - это такой хороший повод отметить собственный день рождения. Фотокартин на выставке 43. И не случайно.
- Театр - это чтобы скрасить суровые будни, - шутит именинница.
Но есть у хобби фотографировать спектакли еще и важная задача. За нее-то так ценят и ждут на своих премьерах режиссеры.
- Если какой-нибудь человек, посмотрев на эти снимки, испытает непреодолимое желание прийти на этот же спектакль или увидеть, что еще интересного делает режиссер, я считаю, что моя миссия выполнена, - говорит Мария.
Спектаклей, которые запечатлены на снимках, 27. Практически все они - плод творчества современных независимых театров Алматы. Исключение - Республиканский академический немецкий драматический. Представитель театра Марина БУДИЯНСКАЯ, присутствовавшая на выставке, довольно улыбается: значит, докопались до истины, до золотой жилы, где сплетены актуальность и зрительская любовь. С их спектакля “Андорра” (по пьесе швейцарского писателя и драматурга Макса ФРИША, написанной сразу после Второй мировой) здесь аж четыре снимка. Многих тронула эта история, поставленная в Немецком театре режиссером Натальей ДУБС. И еще несколько с “Шести персонажей в поисках автора” - удивительной постановки, где режиссер Алибек ОМИРБЕКУЛЫ заставил играть всех.
- Первый снимок, - вспоминает автор, - был сделан в 2015 году в “АРТиШОКе”. Какая-то совсем маленькая вещь. Первая хорошая съемка с ними же случилась через год, осенью 2016-го, это “История уродства”. Спектакль шел в цехах автосборочного завода “Искер”. В полной холодрыге. Работа шикарная. Жаль, что ее больше не ставят.
Поеживаешься, кстати, и от снимков - не холодно было тогда только актерам (спектакль-то пластический, в нем нужно двигаться, танцевать). Зрители чуть носы не отморозили. Но в этом и есть дух SITE-SPECIFIC - одного из направлений современного театра, когда пространство тоже действенно, имеет свой художественный статус и помогает исполнителям.
Есть на выставке и снимки, которые повторить уже не удастся никогда. Это моменты с перформансов: ведь их проживают здесь и сейчас. Или “Дон Кихот” с актрисой Татьяной ТАРСКОЙ, которая уже не задействована в нем в силу возраста. Кстати, когда-то участие в этой постановке в ее родном ТЮЗе приняли едва ли не как измену родной сцене.
- Что для вас театр?
- Прежде всего это про “подумать”, - признается хозяйка вечера. - И уже 5 марта я иду думать на “Ворона”. Уверена, Галина ПЬЯНОВА (художественный руководитель театра “АРТиШОК”, режиссер. - Ю. З.) не могла сделать плохо.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы