Любовь зла, даже на экране
В казахстанский прокат вышло новое кино с красотами Мангистау, горячей темой о террористах и странной любовью. “Ты мне обещана” - что не так?
У фильмов Гульнары САРСЕНОВОЙ, а именно под ее патронажем и по ее идее создавалось кино, почему-то сложная судьба. Достаточно вспомнить, что “Нартай” был омрачен шлейфом разбирательств с деньгами, сменой названия уже в процессе мирового проката и тем, что из-за пандемии прокат был отложен. “Ты мне обещана” тоже проект со странным послевкусием. Начало цепляет: влюбленные в национальных костюмах убегают от погони, мы понимаем, что это съемки кино, и на втором дубле вдруг в кадре звучат выстрелы, раздается взрыв - прямо на площадке сбежавшие из тюрьмы террористы вступают в бой со спецслужбами. Актриса Таира в полном шоке. Пока идут следствие и поиск террористов, район оцеплен, и она живет у брата, который на берегу Каспия сдает туристические домики. Вот там разворачивается лирическая драма. На фоне постоянно всплывающих афтершоков от теракта, пронзительного ветра, волнения воды и детских воспоминаний происходит шевеление чувств. Для них есть подходящий объект - орнитолог Мариус, он шастает по степи с фотоаппаратом, на крутом джипе и, как любой немногословный мужчина, страшно интригует. И пусть он не отвечает на поцелуй девушки, не зовет ее в прекрасную даль, не говорит о любви - для Таиры все неважно.
Кстати, первая часть фильма невероятно хороша. Вот это дикое начало хотя и оставляет ощущение дежавю (примерно так же шокирующе начинался “Нартай”), интригует. Красоты Мангистау эпичны, приглашенный режиссер Ованес ОВАНЕСЯН самодостаточен, исполнительница главной роли вообще великолепна. Но после сцены, когда Таира чуть не насилует избранника в его же джипе, в фильме наступает перелом. После этого все меньше стыковок в сюжете, все менее правдоподобным становится он, либо сценаристам неохота связывать концы с концами. В итоге финальная сцена вместо слезы вызывает усмешку - уж больно карикатурно выглядит появление спецназа и вертолета на берегу Каспия. Лично для меня эта история получается не о любви, а о женской дурости, поэтому героиню не жалко. Она по образу жизни, по опыту должна бы быть чуть умнее.
Понятно, что комедии снимать легче, там и придираться несолидно ни к сюжету, ни к приемам. Тут вроде бы драма на актуальные темы, поэтому так хочется про что-то большее, чем странная страсть актрисы. Еще хочется внятного названия. Потому что гугл сразу выдает книгу с таким же, но совсем про другое. К тому же название, видимо, является ответом на внутренний диалог того, кто утвердил его, но с фильмом не пересекается. А зритель нынче нежный, капризный, его если заставляют думать, то надо, чтобы пазл складывался, а не вот это все.
Что бесспорно хорошо, так это факт, что Мангистау плотно входит в киношный оборот. Лично я знаю три эпичные ленты, снятые там только за последние годы. И еще хороша Толганай ТАЛГАТ в роли Таиры. Мариус (его играет Нериюс МАНКУС) тоже красавчик. Но у него роль такая, он просто многозначительный и молчаливый. А вот Толганай разная, харизматичная, пронзительная. И совершенно не подходит под стандарты инстадив. У нее тонкие губы, рот нетипичной формы, нос с характером и горбинкой. Кстати, говорят, что изначально на эту роль пробовали другую актрису, со стандартной внешностью, даже начали снимать, но сделали замену.
- Места у вас очень красивые, - восторгался на премьере Нериюс. - Мы за год до съемок проехали, посмотрели локации, к сожалению, многие были слишком далеко от цивилизации, поэтому их не использовали. Но теперь я влюблен в Казахстан и в частности в Мангистау. Когда меня спрашивают, куда стоит съездить, я первым делом называю Алматы и Актау.
Красивая природа, правда, была щедрой на испытания. Ночью холод, днем ветер и пыльные бури такой силы, что Толганай один раз просто разревелась - настолько тяжело было работать. Даже декорацию корабля трудно было удерживать на месте. Но все это стоило усилий.
- Я на премьеру приехала специально из Германии, где сейчас учусь, - рассказывает Толганай. - Надеюсь, что после учебы буду работать по всему миру и ролей будет много.
- Чего сейчас не хватает казахстанскому кино?
- Не хватает разных жанров и, главное, мощных крутых продюсеров. Все остальное есть. И еще нужно образование, в том числе зрителю, мы, как народ, должны быть интеллектуалами, интеллигенцией, как уже было раньше. А еще кино надо снимать и про казахов, и про русских, и про все остальные нации, которые живут в этой стране, потому что мы многонациональная страна и надо не забывать об этом.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы