4771

Как для взрослых, только лучше

Спустя 30 лет сын хореографа Минтая ТЛЕУБАЕВА вернулся из Японии на родину, чтобы воплотить мечту отца.

Как для взрослых, только лучше

Маленькие зрители южной столицы получили сказочный балет “Алдар Косе”. Впрочем, взрослые тоже в восторге. Кстати, Майлен ТЛЕУБАЕВ, поставивший этот спектакль, продолжает дело отца, очень любившего именно детскую аудиторию. По традиции считается, что знакомство с балетом начинается с “Щелкунчика”, в крайнем случае с “Лебединого озера”, но это длинные и сложные постановки, которые трудно понять и просто высидеть юным зрителям. Что происходит в “Алдаре Косе”, ясно даже без чтения либретто: богач хочет взять в жены красавицу, даже похищает ее, но возлюбленный спасает девушку. А помогает ему знаменитый безбородый обманщик.

Хореография насыщена пантомимой и юмором, артисты сами получают огромное удовольствие, то дурача противного богача с накладным пузом, то пугаясь нечисти, которая атакует жениха. И хореография, и декорации лаконичные, музыка балета яркая и образная. Ну и самое главное - действие умещается в два получасовых акта с антрактом между ними. Несмотря на то что спектакль детский, идти он будет в вечернее время.

-Я сразу предупредил, что балет будет в восточном стиле, - рассказывает Майлен, - тем более что образ Алдара Косе собирательный и присутствует в фольклоре многих центрально­азиатских стран. Балет задумывал еще мой папа вместе с композитором Алмабеком МЕИРБЕКОВЫМ. Он успел написать примерно половину музыки, остальную мы брали из его симфонических произведений. Огромная благодарность оперному театру, дирижеру-постановщику Нуржану БАЙБУСИНОВУ, потому что подбор и адаптация музыки были очень сложной работой. Предложение поставить такой балет поступило мне 3 марта, как раз в мой день рождения. А непосредственно работа над хореографией с нашей балетной труппой заняла около месяца.

- Что вдохновляло вас, где брали национальный колорит для создания спектакля?

- Многое для этого балета я взял из старой книги “Алдар Косе” Константина АЛТАЙСКОГО, выпущенной издательством “Жалын” еще в 1977 году. Ну и можно сказать, что к балету приложил руку Шакен АЙМАНОВ. Он вообще мой кумир, я смотрел много раз все его фильмы, в том числе и картину “Безбородый обманщик”, где он был и режиссером, и исполнял главную роль Алдара Косе.

- Почему ваш папа так любил ставить балеты именно для детей?

- Действительно, у него много балетов для юных зрителей, и в советское время они все время были в репертуаре театра: “Три поросенка”, “Айболит”, “Русская сказка”, “Аксак кулан”. Папа сам был как ребенок. И я не хотел делать что-то сложное, превращать балет в шоу. Мне нравится классический стиль, именно он поможет маленьким зрителям потом лучше воспринимать традиционные балетные спектакли.

Майлен родился в Санкт-Петербурге, но учился в Алматы, и до сих пор для него это город детства, любимой бабушки, которая рассказывала о традициях казахского народа и пыталась обу­чить казахскому языку. Майлен продолжил учебу в Питере, там же женился на японской балерине и 25 лет назад вместе с ней переехал в Токио, где вполне удачно сложилась его профессио­нальная карьера. Танцор 14 лет работал солистом балета в нацио­нальном театре, затем открыл собственную балетную школу. Сейчас он с удовольствием занимается хореографией и с не меньшим удовольствием ставит спектакли. Для танцоров у него есть главный секрет успеха:

- Когда я впервые пришел в театр, то для себя решил, что самое главное - молчать и честно работать, и тогда все у тебя будет. Эти правила прекрасно работают. Не нужно говорить лишних слов, не надо слушать “доброжелателей”, сравнивать кого-то с кем-то, надо просто работать. Очень легко чесать языком, гораздо труднее сделать что-то, тем более свое, оригинальное.

Кстати, больше года назад у Майлена началась работа над постановкой еще одного балета для детей Алматы - он получил предложение поставить “Снежную королеву” с Государственным академическим театром танца, основанным Булатом АЮХАНОВЫМ. Правда, этот спектакль идет медленнее, поскольку работа проходит дистанционно, но скоро публика увидит и этот спектакль. А пока Майлен доволен тем, что вернул на сцену национальный балет, реализовал идею отца и поставил хороший спектакль для маленьких зрителей. А еще понял, что, не успев уехать из города, который считает своей второй родиной, уже скучает по Алматы…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть