Две разные национальности
Мужчины проигрывают женщинам, поэтому и бьют их. Об этом заявляет скульптор, связывавший своих моделей
Эпатажная художница Асель КЕНЖЕТАЕВА и кондовый реалист скульптор Санжар ДОСМАГАМБЕТОВ, бывшие муж и жена, объединились для совместной выставки про тяжелую долю женщин в Казахстане. От Асель - живописные работы, от Санжара - фигуры, выполненные в цифровом виде, затем напечатанные с помощью специального принтера. Причем позы для фигур были выбраны с помощью техники шибари, это художественное обездвиживание, только не путайте с эротическими играми.
- У нас в семье все скульпторы: папа, мама, мы с братом, - смеется Санжар, - и я прекрасно помню, как мама ставила нам кастрюлю с супом и говорила: я скульптор, а не кухарка, и уходила в мастерскую работать. Так что у нас дискуссий не возникало о месте женщин. Вообще, я специалист по памятникам, как называли меня друзья в Питере - “кондовый реалист, сын номенклатурного скульптора”. Но дело в том, что за последние 5 тысяч лет в нашем деле нет никаких новшеств, работаем в граните и бронзе. Эти материалы со временем тоже разрушаются. Цифровое моделирование - попытка остаться в веках и нетипичный для меня эксперимент.
А еще Санжар говорит, что это про отношение к женщине, к вдохновляющей красоте, базовые вещи, которые характеризуют общество. Говорит красиво, можно заслушаться:
- Я сейчас вижу, что у казахов мужчина и женщина - две разные национальности, два типа людей. Нас окружают гибкие, динамичные, продвинутые женщины. По сравнению с ними сорокалетние казахстанские мужчины кажутся инфантильными, застывшими, вялыми. Женщины делают карьеру, рожают много детей, реализуют свои проекты, живут насыщенной жизнью, они состоявшиеся, интересные личности к сорока годам в отличие от мужчин, которые не всегда знают, чем бы хотели заниматься. Не говорю о тех, кто спился, скололся, совершил кучу разных левых движений. Может быть, от этой разницы, от собственной несостоятельности, от комплексов мужчина и становится домашним тираном. Он просто не выдерживает конкуренции, если рядом яркая красивая баба, которой он недостоин, которую он удержать может, только запугав и лишив воли. Он слабее, он проигрывает. Как вообще можно бить женщину, воплощенную красоту?! Мужчина - это функциональность, далеко пробежит, многое сделает. Женщина совершенна просто так. Посмотрите на мою руку, на ней видны все мускулы, все ее строение. А женщина вся покрыта небольшой жировой прослойкой, ее функциональность прикрыта, и каждый кусочек тела превращается в дизайн. Она идеал формы в скульптуре.
Санжар переживает, ведь женщина для сильного мужчины может быть прекрасным союзником, как его Асель на этой выставке. Ее героини задавлены тяжелыми восточными костюмами, из них прут скрытая сексуальность и протест. Они такие же хулиганки, как сама художница, которая в любой момент готова воскликнуть: “Шампанского, черт побери!”
О том, что все это про женщин, решила, конечно, искусствовед Валерия ИБРАЕВА, которая и объединила двух авторов. Правда, она настаивает на том, что нет никакой конъюнктуры и привязки к сегодняшнему моменту. Несвобода женщин - это вечный разговор.
- Когда я увидела фигуры Санжара, - рассказывает Валерия, - то увидела порыв к свободе через путы. Тогда и родилась идея объединить бывших мужа и жену и подумать о положении женщин. Они оба не критикуют, не пытаются быть злободневными, не демонстрируют агрессию. Просто с разных сторон сообщают факт, что женщина в нашей стране несвободна.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы