4436

ИИ в помощь!

Художественный альбом c произведениями Руслана ЦЕЧОЕВА, в работе над которым использовались возможности искусственного интеллекта (ИИ), возможно, стал первым в мире изданием такого рода.

ИИ в помощь!

Известный далеко за пределами Казахстана художник Руслан Цечоев ушел из жизни пять лет ­назад. Его наследие разошлось по странам и континентам, собрать его воедино практически невозможно. Однако авторам альбома, одним из которых стал журналист “Времени”, это удалось. В результате из печати вышел премиальный 324-страничный том, основу репродукций которого составили работы художника, хранящиеся в музеях и частных коллекциях России, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции, Израиля и, конечно же, Казахстана.

Работа над книгой “Руслан Цечоев. Рыцарь цвета” шла два последних года и… 30 лет, с тех пор как мне довелось не просто познакомиться с Русланом, но и стать с ним друзьями. Я видел, как он работает, был одним из первых, кому он демонстрировал готовые картины, собирал документальный видео- и фотоархив, наблюдал художника в счастливых и сложных житейских и творческих ситуациях.

Живо помню переделку, в которую он угодил в 90-х годах прошлого века благодаря своей доверчивости и полному отсутствию менеджерских качеств. Появившаяся в его жизни обворожительная продюсер пообещала провести персональную выставку в престижной частной галерее Москвы. Она вывезла туда Руслана вместе с картинами и… заложила все экспонаты в банк под большие деньги. Ну и, конечно, вернуть кредит не смогла. Выставка отменилась, Руслан остался без копейки в чужой стороне и даже без денег на билет домой. Поняв, что работы вернуть невозможно (а ведь на тот момент они составляли всю его творческую жизнь!), он едва не сошел с ума. В прямом смысле. Правда, потом, годы спустя, он говорил, что госпитализация в Кащенко благотворно сказалась на его творчестве.

- Мало того, - говорил Руслан, - что я лежал в палате, где врачи в свое время спасали ВЫСОЦКОГО, так я еще стал слышать некие голоса. Они с тех пор подсказывают мне темы и образы и даже помогли сменить палитру красок. Правда, порой сильно докучают. Но на творчестве мой сдвиг сказался очень хорошо!..

Художник нашел в себе силы начать с нуля и, написав новые работы, провел ряд персоналок в разных городах и странах, обзавелся голландским импресарио. Выставки в престижных европейских галереях он сочетал с экспозициями в совсем уж необычных местах. Наша газета, к примеру, публиковала репортажи о персоналке Цечоева в костанайской колонии строгого режима (см. “Хочу в тюрьму!” и “С арестантским уважением”, “Время” от 29.11 и 8.12.2007 г.).

Самым сложным в работе над этой книгой было найти работы Руслана - утерянные и похищенные. Между прочим, попытка художника в свое время разыскать их через Интерпол оказалась безуспешной. Картины практически всего раннего периода словно сквозь землю провалились! Но в последние годы фрагменты исчезнувшей коллекции время от времени стали всплывать на интернет-аукционах. Деньги за них просят немалые. В казахстанском сегменте сейчас висит предложение купить цечоевскую картину аж за 5 миллионов! Надо ли говорить, что таких денег сам художник при жизни в глаза не видел.

Мы пошли другим путем. Изучали соцсети. Находили владельцев. И они практически всегда с радостью делились с нами снимками принадлежащих им шедевров - часто неизвестных, тех, которых вовсе миновала выставочная судьба. Поэтому сделанный нами альбом во многом стал книгой открытий. Но если бы только это!..

Примерно пятая часть найденных нами изображений была совсем не того качества, которое подошло бы для печати в каталоге. Размер некоторых снимков был слишком мал. Это не давало напечатать их в большом формате. И вот тогда мы призвали на помощь пресловутый искусственный интеллект. Нейросетевые технологии позволили нам отреставрировать картины, а если точнее - практически вернуть им первозданный вид. Ни пикселей, ни блеклости, ни мути - не осталось ничего, что могло бы уничтожить восприятие этих картин зрителем. Они действительно вернулись к жизни буквально во всей красе. А это значит, что и творчество художника, которого давно уж нет в живых, вернулось тоже. И, похоже, альбом, при создании которого был использован ИИ, стал чуть ли не первым в мире изданием такого рода.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть