1126

Нет у буллинга начала, нет у буллинга конца

На сцене школы-театра “Игра”, где артисты только дети и подростки, премьера спектакля “Чучело” по пьесе Владимира Железникова, написанной в 1981 году. Режиссер постановки и педагог театра Рустам САФАРОВ намеренно не стремился осовременить материал. Пошел даже дальше - раздал артистам книгу и заставил прочитать.

Нет у буллинга начала, нет у буллинга конца

Подростки сначала брыкались: скучно! А потом проник­лись историей. Мерзкое явление, хоть травлей его называй, хоть буллингом, это то, с чем сталкивался в какой-то степени каждый школьник.

Современность в спектакль просочилась только в подаче. В театре, где над постановкой работают в основном подростки и совсем немного взрослых, не соорудить сложных декораций. Поэтому решили обратиться к минимализму на сцене: стулья, свисающие с потолка, маски. А еще добавили некоторую клиповость для динамичности восприятия целевой аудитории, привыкшей листать смартфон.

На премьеру позвали школьников разных возрастов (сейчас с травлей сталкиваются даже в начальной школе), их родителей, педагогов. Пока играли, зал молчал: ни смешка, ни кряхтенья. Хорошо играли, нужно отметить, достоверно. Первыми заговорили дети: рассказали, как буллили (они теперь так выражаются) их самих, друзей, одноклассников. Потом слово взяли родители - вспомнили, как пережили школьные обиды, спросили, как разрешить ситуацию, если под прицел агрессоров попадет их ребенок. Учителя промолчали.

Но какой бы ни была реакция аудитории, спектакль должен пойти в школы, если позволит оты­грать его технически помещение. Или школьников поведут в театр. Сейчас идут переговоры с руководством одной из алматинских школ.

Играют спектакль, подготовка которого заняла полгода, двумя составами. Здесь можно найти актеров разных возрастов - от 5 до 18 лет.

- Конечно, не все наши ученики станут в будущем профессиональными актерами, но приобретенные в театре навыки помогут им в жизни. Тема буллинга актуальна во все времена, и говорить о ней нужно на любом языке, в том числе и посредством театра. Можно сказать, таким образом наш театр выступает против буллинга, - говорит основатель школы-театра “Игра”, актер Национального академического русского театра драмы им. Лермонтова Рауф ХАБИБУЛЛИН.

Актеры-тинейджеры признаются: в образы попали сразу. Правда, некоторым, как, например, Шери ДУЗЕЛЬБАЕВУ, для достоверности роли пришлось “состариться” лет на 70. Особо влюб­ленные в искусство решили даже к помощи париков не прибегать - Андрей БУХМАН перекрасил бунтарские вихры в рыжий цвет.

- Посмотрев спектакль, я поняла, что это хороший способ профилактики травли, - считает детский психолог и специалист по разрешению конфликтных ситуаций в школе Анастасия СТЕБЛЯНКО. - Здесь отлично показан и механизм травли, и какие этапы проходит ее жерт­ва. Меня часто спрашивают, как травлю распознать, как с ней бороться. Во-первых, это не шутка и не розыгрыш, ведь тогда смешно должно быть всем. Во-вторых, важно помнить, что для буллинга зачастую нет причин, это не конфликт, который с чего-то начинается и чем-то заканчивается и который дети могут закончить самостоятельно. В травле жертве всегда нужна помощь родителей, педагогов, других вовлеченных взрос­лых, потому что агрессор и жертва не равны.

Театр для подростков и про подростков не собирается оставлять важных социальных тем. В мае пройдет премьера спектакля “Сказки сквозь камни”, в котором главные герои - девочки-подростки - пытаются решить свои проблемы без помощи взрослых.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть