Дебют на двоих
В театре “Астана Балет” состоялась премьера постановки “Жеті қазына”. В этот раз авторамиспектакля стали не прославленные хореографыи композиторы, а призеры республиканского конкурса “Ашық сахна”.
Среди победителей в номинации “Либретто” оказалась и журналист одного из столичных телеканалов Мадина АЛДАНОВА:
- Было совершенно спонтанное решение поучаствовать в конкурсе. Узнала о нем по работе, помню, шутили с оператором: а давай подадимся, хореографию не потянем, но слова-то мы знаем, писать умеем. А потом отнеслась со всей серьезностью: из трех бродивших в голове идей выбрала одну, на мой взгляд, самую неизбитую, и с легкостью написала либретто в стихотворной форме. Подала в предпоследний день - и неожиданно стала победителем!
- Почему именно тема «семи сокровищ»? Потому что я выросла на рассказах своей ажеки, на казахских традициях. Да и вообще тема всеобъемлющая, близкая всем казахам. Помимо стандартных сокровищ, подразумеваемых под жеті қазына, я вписала в повествование символизм золотого шанырака, дарящего свет и ведущего сквозь тяготы. А образы главных героев... знаете, это личное. Конечно, работая над либретто, я называла их по именам про себя, но для постановки намеренно лишила их имен: пускай у каждого из зрителей они будут звучать по-своему близко. А вообще, даже при наличии активной романтической линии сюжет выстроен все же на другом - на взрослении человека, на превращении мальчика в мужчину. Это про преодоление и сложностей, и себя самого, - рассказала Мадина перед премьерой.
Интригой было, появится ли на сцене реальная собака породы тазы и настоящий конь, верный друг любого джигита, - обязательные атрибуты жеті қазына. Животных все же решили не привлекать, обойдясь искусно созданными образами - танец способен выразить все.
Очень тепло организаторы конкурса высказывались о молодом композиторе, подарившей спектаклю музыку в стиле неоклассицизма с национальными мотивами. Победителем в музыкальной номинации стала Шырын БАЗАРКУЛОВА:
- Я восприняла присланные мне тремя людьми ссылки на участие в конкурсе как знак свыше: почему бы не поучаствовать, тем более я академический композитор. Пугали, правда, очень сжатые сроки, но друзья настояли. Открытием для меня стало либретто в стихотворной форме, но очень понравилось! Я же попыталась обыграть семерку по-своему: третья музыкальная часть написана в размере семь восьмых, а мелодия построена с музыкальным интервалом шириной в семь ступеней. Честно - было непросто, вся работа шла с нуля, даже не было времени на проверку партий перед отправкой. Это был прекрасный опыт. Я теперь знаю, насколько быстро могу работать. Но, признаться, повторения такой гонки не хочу! Композиторы должны иметь воздух - отходить от музыки, возвращаться к ней, а оркестровка - это вообще ювелирная работа!
Пару слов о самом конкурсе: проводится он впервые, спектакль-победитель складывался постепенно. По окончании первого тура жюри определило либреттиста-счастливчика, и ее творческая работа стала заданием для участников в остальных номинациях.
Елена ЛЕВКОВИЧ, фото автора и пресс-службы “Астана Балет”, Астана