2594

Откройте уже шлагбаум на киностудии!

Один из самых популярных актеров Казахстана Санжар МАДИ уверен, что старшему поколению кинодеятелей пора отдать бразды правления молодым

Откройте уже шлагбаум на киностудии!

Образцовый семьянин, красавчик, сентиментальный брутал - это все о нем, причем свою славу и любовь зрителей Санжар завоевал не забойными комедиями, а ролями в качественном кино.

- Объясните главный секрет. Вы не пробирались к киношному олимпу через сериалы, второстепенные роли и проекты чисто для денег. Это принципиальное решение?

- Совершенно верно. Я сразу для себя решил, что, как бы ни было материально тяжело, работать буду только в очень качественных проектах. Потому что странно, когда говорят: “Этот актер снялся в нескольких десятках фильмов!” - а ты его знать не знаешь. По этой причине я от многих проектов отказывался, понимая, что они не помогут актерской карьере, а только испортят репутацию.

- Как определить, стоящее кино или нет?

- В первую очередь важно, кто снимает. Потом надо прочитать весь сценарий. Многие коллеги знакомятся только с собственной ролью и вообще не понимают, о чем фильм. На премьере они смот­рят его с таким же интересом, как и остальные зрители. И третий пункт - актерский состав. Если в нем фамилии певцов, эстрадников, вайнеров, блогеров, ты должен понимать, что в лучшем случае это будет развлекательная лента, что продюсеры хотят сэкономить на рекламе, качестве и пойти в массы. Тогда уже надо договариваться со своей совестью: хочешь ли ты заработать деньги, получить новую аудиторию или у тебя другие цели. То есть это уже область компромиссов. Ну и, конечно, в авторском кино роль будет прямо как мед для души - богатый персонаж с драмой, дилеммой, развитием, а в коммерческом твой герой будет, скорее всего, стереотипным. Например, когда я прочитал сценарий фильма “Горный лук”, то понял, что готов сниматься в любой роли и независимо от гонорара.

- По образованию вы режиссер. Почему реализуете себя в актерской профессии?

- Я вообще магистр финансов и успел целый год проработать в банке. А уже потом пошел обучаться на режиссера театра. Но в какой-то момент меня стали много приглашать сниматься в кино, я даже взял академический отпуск на год, чтобы никого не подводить. К тому же понимал, что режиссер - это огромный опыт, в том числе жизненный. В эту профессию можно прийти хоть в 50 лет. А вот играть надо, пока молодой, пока зовут.

В 2009 году я был приглашен как режиссер новогоднего шоу на телеканал “Хабар”, и после этого студия “Казахфильм” отправила меня учиться на режиссера в Америку. Уже потом на свои деньги я окончил там же актерский курс. Можно было получить диплом и в России, где очень хорошая школа, но специфичная. Она мне больше напоминает отношения криминальных структур, когда при встрече спросят, чей ты, где учился, кто твой мастер, и тогда становится все ясно с твоим бэкграундом.

Наверное, это круто, когда каждый актер является последователем своего мастера, но я больше впечатлен американской школой. Там нет такого личностного отпечатка и учат практическим вещам, в том числе тому, как проходить кастинг, как продвигать себя, как работать с документами. Я до сих пор этим пользуюсь.

Но тему режиссуры для себя не закрыл, потихоньку делаю клипы, рекламные ролики. Просто предпочитаю основательный подход во всем, а не то, чтобы ворваться стремительно в профессию, воспользовавшись случаем, и разбирать потом свои ошибки.

- Чего не хватает нашему кино? Почему там все время идет драка то ли за славу, то ли за деньги?

- У нас небольшая страна, киношный мир узок и сосредоточен в Алматы. Все друг друга знают, так что тайн тут никаких нет. На мой взгляд, проблема в том, что представители старой, еще советской школы не хотят пускать молодых ребят к киношной кормушке.

Обратите внимание, как много сейчас тех, кто абстрагировался от этой ситуации, кто не ждет ничего от государства, не ищет поддержки, а работает в независимых студиях. Им главное, чтобы никто не мешал. А в официальной сфере идет бесконечная дележка, разборки, попытки утопить, уличить друг друга. Это не про творчество, это про бесконечную жадность. Причем уже даже я не могу себя отнести к молодому поколению кинемато­графистов, есть те, кто идет следом, и стыдно перед ними за то, что творится.

Так и хочется сказать старшему поколению: отдайте бразды правления! Откройте шлагбаум на киностудии, сделайте открытое для людей пространство, приведите киностудию в порядок, ведь сейчас стыдно показывать ее иностранным коллегам. Обу­стройте кафе, в котором можно будет всем встречаться, сделайте пространство привлекательным для самих киношников. Я как-то арендовал там кабинет под офис, но не мог согреться даже при помощи нескольких обогревателей.

Вообще, студии нужен директор, который придет не для того, чтобы воровать или снимать то, что он хочет, а для того, чтобы быть хозяйственником. Это же историческое место, оно может стать центром притяжения для огромного количества людей.

- Наверняка вы, как и обычные люди, цепляете вирусы. Есть ноу-хау, как быстро вернуться в строй, поставить себя на ноги? Ну кроме дедовского способа выпить водки с перцем…

- Кстати, этот рецепт на меня не действует, только ухудшает самочувствие. Но я заметил, что когда идет активная работа, то болеть как бы некогда, а стоит остановиться - наваливаются хвори. Поэтому я иногда специально держу себя в тонусе, ставлю задачи, внушаю себе, что сейчас ни в коем случае нельзя заболеть.

Но если все же чувствую недомогание, то у меня есть ровно сутки, чтобы противодействовать ему. Я выпиваю несколько чайников чая с имбирем, медом, лимоном. Если ощущаю температуру, то принимаю парацетамол. Потом надеваю несколько слоев одежды, укрываюсь теплым одеялом, чтобы хорошо пропотеть ночью. И на следующее утро болезнь отступает.

- Кто в вашей семье более романтичный - вы или жена?

- Я романтик до мозга костей. Жена иногда удивляется, сколько в моем плейлисте тягучих композиций. Если еду один в машине, то люблю подпевать таким мелодиям, могу даже поплакать. Вообще, с появлением дочки я стал жутко сентиментален. Если попадается видео или история об отношениях отца с ребенком, у меня сразу глаза на мокром месте.

- У вашей дочки очень красивое имя - Умай. Кто его выбрал?

- Мы с женой вместе. Мне понравилось, что имя древнее, и оно наше, не привнесенное извне. К тому же мне очень близко тенгрианство как философия, образ взаимоотношений с миром.

- Дочке нравится ваша популярность?

- Очень. Она при каждом удобном случае сообщает окружающим, что ее папа - легендарный актер, чем регулярно вгоняет меня в краску. Иногда в шутку я называю ее своим главным импресарио. Умай, что называется, папина дочка, может просто залезть на меня и таким образом находиться рядом, когда я что-то делаю. Да, она вьет из меня веревки, но я не сопротивляюсь, так приятно становиться частью ее игры, каких-то замыслов.

- С одной стороны, вы сентиментальный, с другой - этой осенью потрясли брутальностью и физической выносливостью, снимаясь в фильме про спецназ. В реальной жизни вы ботаник или можете постоять за себя кулаками?

- Могу. У меня есть свой постулат, который я старательно доношу до близких мне людей: любое добро должно быть с кулаками. Ты должен уметь постоять за себя. Если ты добр, если ты честен, это не значит, что ты слаб, а многие люди именно так думают. Я и своему ребенку пытаюсь внушить, что надо уметь защитить себя. Да, ты хороший и добрый, но научись драться. Физически. Это закаляет дух, создает внутри стержень.

Для меня это болезненная тема, потому что в свое время я поменял три школы, в двух из них было очень непросто. Мы росли в то время, когда ты был обязан постоять за себя сам, причем это внушали с детства. Приходилось драться, и такой опыт нас закалял. Конечно, это не означает, что и наши дети должны проходить через это. Наверное, следующее поколение научится все-таки решать конфликты путем разговоров. Хочется надеяться на это.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть